Триумф Венеры
Круг Франсуа Буше (1703—1770).
Холст, масло. 103 × 87 см (овал).
Инв. № ГЭ 7656.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Триумф Венеры.

Круг Франсуа Буше (1703—1770).
Холст, масло. 103 × 87 см (овал).
Инв. № ГЭ 7656.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: меж­ду 1815—1822 года­ми при­об­ре­те­ны Н.Б. Юсу­по­вым, нахо­ди­лись в усадь­бе Архан­гель­ское под Моск­вой;
после 1854 года пере­ве­зе­ны во дво­рец на Мой­ке, Санкт-Петер­бург;
в 1925 году посту­пи­ли в Эрми­таж из двор­ца-музея Юсу­по­вых в Пет­ро­гра­де;
в 1928 году пере­да­ны в Государ­ст­вен­ный музей изо­бра­зи­тель­ных искусств им. А.С. Пуш­ки­на, Москва;
воз­вра­ще­ны в Эрми­таж в 1932 году.

Описание:
Обе кар­ти­ны, состав­ля­ю­щие пару, испол­не­ны в середине — вто­рой поло­вине XVIII сто­ле­тия на сюже­ты, заим­ст­во­ван­ные из «Мета­мор­фоз» Овидия (X, 534). Кар­ти­ны с изо­бра­же­ни­ем Вене­ры, как и вооб­ще культ боги­ни люб­ви, име­ли огром­ный успех во Фран­ции в XVIII веке. В Пари­же посто­ян­но дают «Пиг­ма­ли­о­на» Рамо, Андре Кам­п­ра ста­вит на сцене опе­ру «Любовь Мар­са и Вене­ры», Жан Жорж Наварр созда­ет балет «Туа­лет Вене­ры». В Париж­ском салоне со вре­ме­ни послед­них лет прав­ле­ния Людо­ви­ка XIV на про­тя­же­нии все­го сто­ле­тия и даже в годы рево­лю­ции выстав­ля­ют­ся кар­ти­ны, посвя­щен­ные Вене­ре. Худож­ни­ки изби­ра­ют для сво­их про­из­веде­ний сюже­ты из «Или­а­ды» Гоме­ра, «Мета­мор­фоз» Овидия, «Эне­иды» Вер­ги­лия, «Од» Ана­кре­он­та. На полот­нах живо­пис­цев боги­ня рож­да­лась из пены мор­ских вод, пре­да­ва­лась люб­ви с Мар­сом, посе­ща­ла куз­ни­цу Вул­ка­на, стре­ми­лась спа­сти Адо­ни­са, ожи­вить Гала­тею, вос­пи­ты­ва­ла или обез­ору­жи­ва­ла Аму­ра, зани­ма­лась сво­им туа­ле­том, купа­лась, отды­ха­ла. Сам Воль­тер зака­зал для себя копии с «пре­крас­ных обна­жен­но­стей» Нату­а­ра и Буше.

Истин­ным пев­цом жен­ской кра­соты был Фран­с­уа Буше, «кого Вене­ра и ее Двор, — по выра­же­нию совре­мен­ни­ка Фре­ро­на, — избра­ли сво­им худож­ни­ком». Буше, как никто дру­гой, умел пере­дать мимо­лет­ные состо­я­ния души, усколь­заю­щие и обман­чи­вые. Соблаз­ни­тель­ная юность его жен­ских обра­зов смяг­ча­ла эро­тизм поз и дви­же­ний. Вене­ры Буше, погру­жен­ные в цве­ту­щую при­ро­ду, нега­сну­щие небе­са, лас­каю­щий свет солн­ца и обе­щаю­щие сла­дость люб­ви, живут в атмо­сфе­ре эро­ти­ки, создан­ной с боль­шой дели­кат­но­стью, где есть лишь лег­кий намек на соблазн.

Вполне веро­ят­но, что при­об­ре­те­ние этих двух ком­по­зи­ций Н.Б. Юсу­по­вым име­ло целью быть вклю­чен­ны­ми в убран­ство инте­рье­ров двор­ца в Архан­гель­ском, напри­мер, в каче­стве десюде­пор­тов. Воз­мож­но, поэто­му Нико­лай Бори­со­вич не был слиш­ком строг к сво­е­му выбо­ру и не обра­тил вни­ма­ние на неко­то­рую сухость и жест­кость мане­ры, не очень свой­ст­вен­ные Буше даже в напи­са­нии неболь­ших про­из­веде­ний, при­зван­ных слу­жить эле­мен­том деко­ра. Одна­ко эти осо­бен­но­сти, отли­чаю­щие пред­став­лен­ные кар­ти­ны от основ­но­го вари­ан­та (в нача­ле XX века — собра­ние А. Гольд­шми­та, затем — А. Рот­шиль­да; в насто­я­щее вре­мя — част­ное собра­ние, Нью-Йорк), застав­ля­ют усо­мнить­ся в автор­стве Фран­с­уа Буше. Мы склон­ны усмат­ри­вать в ком­по­зи­ци­ях из юсу­по­в­ско­го собра­ния не автор­ские вари­ан­ты, а копии мастер­ской худож­ни­ка или его после­до­ва­те­лей. Извест­но боль­шое коли­че­ство поло­тен, напи­сан­ных Буше и его уче­ни­ка­ми на эту тему. Одно­вре­мен­но суще­ст­ву­ет ряд рисун­ков масте­ра на сюже­ты «Три­ум­фа Вене­ры» и «Туа­ле­та Вене­ры», одни из них явля­ют­ся само­сто­я­тель­ны­ми, дру­гие сле­ду­ет счи­тать под­гото­ви­тель­ны­ми к живо­пис­ным ком­по­зи­ци­ям. К послед­ним мож­но отне­сти набро­сок к фигу­ре Вене­ры из ком­по­зи­ции «Три­умф», исполь­зо­ван­ный в нью-йорк­ском ори­ги­на­ле и эрми­таж­ной кар­тине.

Деря­би­на Е. В.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 70—71 кат. № 60.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная живопись художник круг франсуа буше холст масло триумф венеры венера афродита эрот эроты эрос амур амуры купидон путто путти венец тритоны тритон инв № гэ 7656