Холст, масло. 101 × 86,5 см (овал).Инв. № ГЭ 7655.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Туалет Венеры.
Холст, масло. 101 × 86,5 см (овал).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
после 1854 года перевезены во дворец на Мойке, Санкт-Петербург;
в 1925 году поступили в Эрмитаж из дворца-музея Юсуповых в Петрограде;
в 1928 году переданы в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва;
возвращены в Эрмитаж в 1932 году.
Истинным певцом женской красоты был Франсуа Буше, «кого Венера и ее Двор, — по выражению современника Фрерона, — избрали своим художником». Буше, как никто другой, умел передать мимолетные состояния души, ускользающие и обманчивые. Соблазнительная юность его женских образов смягчала эротизм поз и движений. Венеры Буше, погруженные в цветущую природу, негаснущие небеса, ласкающий свет солнца и обещающие сладость любви, живут в атмосфере эротики, созданной с большой деликатностью, где есть лишь легкий намек на соблазн.
Вполне вероятно, что приобретение этих двух композиций Н.Б. Юсуповым имело целью быть включенными в убранство интерьеров дворца в Архангельском, например, в качестве десюдепортов. Возможно, поэтому Николай Борисович не был слишком строг к своему выбору и не обратил внимание на некоторую сухость и жесткость манеры, не очень свойственные Буше даже в написании небольших произведений, призванных служить элементом декора. Однако эти особенности, отличающие представленные картины от основного варианта (в начале XX века — собрание А. Гольдшмита, затем — А. Ротшильда; в настоящее время — частное собрание, Нью-Йорк), заставляют усомниться в авторстве Франсуа Буше. Мы склонны усматривать в композициях из юсуповского собрания не авторские варианты, а копии мастерской художника или его последователей. Известно большое количество полотен, написанных Буше и его учениками на эту тему. Одновременно существует ряд рисунков мастера на сюжеты «Триумфа Венеры» и «Туалета Венеры», одни из них являются самостоятельными, другие следует считать подготовительными к живописным композициям. К последним можно отнести набросок к фигуре Венеры из композиции «Триумф», использованный в нью-йоркском оригинале и эрмитажной картине.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.