Портрет умершего в щите в окружении гениев смерти, Океана, Теллус, Ахилла и Хирона. Рельеф с imago clipeata на саркофаге.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
6. Саркофаг с портретом в щите, поддерживаемом двумя крылатыми Гениями над Океаном и Теллус и с группами Ахилла и Хирона по краям (инв. № 124735).
Белый крупнозернистый мрамор; выс. 47 см; дл. 210 см; глуб. 50 см.
Отсутствует лира в руке Ахилла справа. Имеются следы раскраски и позолоты, в основном на крыльях гениев и орла.
Происхождение: Рим, виа Казилина в местечке Торрача (1946). Обнаружен во время дорожных работ.
Прямоугольный саркофаг, декорированный рельефной сценой, заключенной между двумя горизонтальными листелями. На торцовых сторонах изображены в профиль низким рельефом два грифона с раскрытыми крыльями. Саркофаг покрыт мраморной крышкой с отполированным верхом и отверстием в левой части. В центре фронтальной стороны расположен щит с бюстом покойного, поддерживаемый двумя летящими крылатыми Гениями с развевающимися одеждами. Их тела удлинены, волосы собраны в мелкие и крупные завитки, проработанные буравом. Орел с раскрытыми крыльями располагается под щитом, будто поддерживая его; рядом полулежат фигуры Океана (слева), бородатого и полуобнаженного, с рулем в правой руке и якорем в левой, и Теллус (справа), полуобнаженной, в венке из колосьев, с рогом изобилия в руках. Композицию ограничивают по сторонам зеркально расположенные группы кентавра Хирона и молодого Ахилла, которого тот обучает игре на лире. Изображенный в профиль Хирон, сидящий на задних ногах (частично перекрытых ногами крылатого Гения), правую руку положил на плечо юноши, а левой указывает на лиру, которую держит Ахилл. Фигура героя обращена к зрителю, голова его слегка повернута в сторону учителя. У него на плечах лишь короткая накидка. Подобное ограничение композиции фронтальной стенки расположенными по краям одинаковыми группами нередко встречается на римских саркофагах: другим типичным примером служит группа Амура и Психеи, которая, наряду с другими элементами, составляет декоративный синтаксис рельефа. Похожий саркофаг, относящийся к периоду после Галлиена, имеется в Кальяри (Pesce, с. 71 f., № 29, илл. 61—
В стилистическом отношении работа довольно посредственна, но ее декоративная фактура полностью с. 93 соответствует обильной продукции подобного рода в Риме III в. н. э. Самым важным элементом, на котором может быть основана более точная датировка, служит портрет покойного, который l’Andreae (см. библ.) относит к эпохе Александра Севера, предлагая таким образом считать, что саркофаг был изготовлен в конце первой трети столетия. Тем не менее, более убедительны предположения Gullini (см. библ.), основанные на сравнениях с различными портретами эпохи Галлиена, для которых характерны отказ от экспрессивности, свойственной предшествовавшей эпохе, умеренная колоритность и общая сдержанность, составлявшие основные элементы стиля неоклассицизма эпохи Галлиена.
ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА:
[1]mousikòs anèr (греч.) — муж, приобщенный к музыке, или, в более широком смысле, к искусствам Муз. Выражение принадлежит Платону, который применял его к человеку, получившему элитное образование и способному, в числе прочего, принимать участие в симпозиумах.
[2]Nec minor quaestio est in Saeptis, Olympum et Pana, Chironem cum Achille qui fecerint, praesertim cum capitali satisdatione fama iudicet dignos. (Остается большим вопросом, кто явился автором Олимпа и Пана, а также Хирона с Ахиллом на Септе; общественное мнение считает [эти скульптуры] достойными охраны под страхом смертной казни. — Пер. с лат. И. Ш.). Saepta — Септа Юлия.
Библиография: G. Gullini, в BArte, 34, 1949, с. 50 слл., илл. 3—
Негативы: GFN 26426 E; AFS 132014 I; DAI 56.255.
СОКРАЩЕНИЯ:
AFS = Archivio Fotografico della Sopritendenza Archeologica di Roma.
Aurigemma = S. Aurigemma, Le Terme di Diocleziano e il Museo Nazionale Romano, Roma, 1970 (6 ed.).
Cumont, Symbolisme = F. Cumont, Recherches sur le symbolisme funéraire des Romains, Paris, 1942.
GFN = Gabinetto Fotografico Nazionale.
Helbig = W. H. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, I—
Pesce = G. Pesce, Sarcofagi romani di Sardegna, Roma, 1973.
Текст: музейная подпись к саркофагу.
© 1981 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Le Sculture. I, 2. De Luca Editore. Roma, 1981, pp. 90—93, cat. no. II. 6.
© 2011 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.