Аполлон, Марсий и Олимп
Камея. Сардоникс, золото.
Италия. Конец XVI века.
3,7 × 2,9 см.
Инв. № К 475.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Аполлон, Марсий и Олимп.

Камея. Сардоникс, золото.
Италия. Конец XVI века.
3,7 × 2,9 см.
Инв. № К 475.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1792 г., из собра­ния Дж.-Б. Каза­но­вы, Дрезден.

Описание:
Сре­ди антич­ных гемм — излюб­лен­но­го объ­ек­та кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния в Ита­лии на про­тя­же­нии всей эпо­хи Воз­рож­де­ния — выде­лял­ся ряд сюже­тов, при­вле­кав­ших к себе осо­бое вни­ма­ние. Нали­чие в кол­лек­ции рез­ных порт­ре­тов рим­ских импе­ра­то­ров, камей с «Афи­ной и Посей­до­ном», «Три­ум­фом Вак­ха и Ари­ад­ны» или «Апол­ло­ном и Мар­си­ем» харак­те­ри­зо­ва­ло утон­чен­ный вкус ее вла­дель­ца. Ори­ги­наль­ный рез­ной сер­до­лик (Нацио­наль­ный музей, Неа­поль) с послед­ним из назван­ных моти­вов, дати­ру­е­мый I веком до н. э., при­пи­сы­ва­ет­ся гре­че­ско­му рез­чи­ку Дио­с­ку­риду, работав­ше­му при дво­ре Авгу­ста. Пола­га­ют, что мастер вос­про­из­вел здесь хра­нив­шу­ю­ся в хра­ме Сог­ла­сия в Риме и поз­же утра­чен­ную кар­ти­ну афин­ско­го худож­ни­ка Зевк­си­са «Нака­за­ние Мар­сия» (IV век до н. э.). Подоб­ную ком­по­зи­цию с фигу­рой Апол­ло­на, про­иг­рав­ше­го в состя­за­нии с Мар­си­ем, и маль­чи­ка-раба Олим­пия, при­зван­но­го испол­нить жесто­кое нака­за­ние дерз­ко­го сати­ра, мож­но было най­ти и на стен­ках элли­ни­сти­че­ских сар­ко­фа­гов.

С 1428 года зна­ме­ни­тая гем­ма нахо­ди­лась в фамиль­ном собра­нии Меди­чи, где полу­чи­ла золотую опра­ву работы Лорен­цо Гибер­ти (ныне несу­ще­ст­ву­ю­щую), бла­го­да­ря над­пи­си на кото­рой вошла в исто­рию как «печать Неро­на». В при­двор­ной мастер­ской Лорен­цо Меди­чи на ней, как и на дру­гих гем­мах его дак­ти­лио­те­ки, было выгра­ви­ро­ва­но имя вла­дель­ца: LAV.R. MEDICI, там же вошло в прак­ти­ку копи­ро­ва­ние древ­них инта­лий в тех­ни­ке камей.

Начи­ная с XV века ком­по­зи­ция гем­мы в точ­ном соот­вет­ст­вии с ори­ги­на­лом или в воль­ной интер­пре­та­ции тира­жи­ро­ва­лась в про­из­веде­ни­ях глип­ти­ки, нумиз­ма­ти­ки, а так­же в живо­пи­си и скульп­ту­ре.

С. В. Кока­ре­ва

Источники:
© 2019 г. Фото, доп. информация: Государственный Эрмитаж.
© 2004 г. Описание: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. АО «Славия», СПб, 2004. С. 90, кат. № 74.
Ключевые слова: современная глиптика гемма современные геммы gemma греческая мифология mythologia graeca бог аполлон феб аполлона deus apollo phoebus марсий марсия marsyas неизвестный певец олимп олимпий olympus olympos музыкальный инструмент музыкальные инструменты сардоникс дерево мальчик мальчика мальчики puer лира лире lyra наказание муки мучения привязанный привязанного раб раба рабы servus servorum обнаженный мужчина камея коллекция казановы казанова инв № к 475