Мрамор. 1800 г.Инв. № 970.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 2 Фото: С. И. Сосновский
Дамоксен.
Мрамор. 1800 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 2.
PER 2 и 4. Статуи Дамоксена и Кревга (Кановы)
Канова изваял Кревга в 1801 г., сразу после Дамоксена, за плату в 2500 цехинов за каждую статую. Работы Кановы частично компенсировали серьезные потери, понесенные Музеями Ватикана во время французской оккупации, когда с 1798 г. Наполеон вывез в Париж большое количество произведений искусства, почти все вернувшиеся в 1815 г. по условиям Толентинского договора. Кревг и Дамоксен были боксерами, которые, согласно Павсанию (8, 40, 3—
Invv. 970 e 968;
W. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, I, (4a ed.), Tübingen 1963, 234;
C. Pietrangeli, La provenienza delle sculture dei Musei Vaticani, in Bollettino dei Monumenti, Musei e Gallerie Pontificie, VIII, 1988, p. 156;
A. Zanella, Canova e Roma, in “Itinerari d’arte e cultura-Musei”, pp. 22—
AA. VV, Antonio Canova, Venezia 1992, pp. 278—
3. Я знаю, что подобным образом поступили аргивяне по отношению к Кревгу, кулачному бойцу из Эпидамна: на Немейских играх аргивяне присудили венок победы уже мертвому Кревгу, потому что бившийся с ним сиракузянин Дамоксен нарушил их взаимный договор. Уже наступал вечер, когда они приступили к кулачному бою; и вот они при свидетелях уговорились наносить удары друг другу поочередно. Кулачные бойцы в то время еще не носили на запястьях жестких ремней*, но сражались в мягких ремнях, прикрепляя их под выгибом руки так, чтобы пальцы у них оставались свободными. Эти мягкие ремни делались из тонких полос сырой воловьей кожи и переплетались между собой по какому-то старинному способу. И вот в том случае, о котором я рассказываю, Кревг опустил свой удар на голову Дамоксена; в свою очередь Дамоксен приказал Кревгу приподнять руки, и, когда он это исполнил, Дамоксен ударил его вытянутыми пальцами под ребра: ввиду крепости ногтей и силы удара рука вошла внутрь, и Дамоксен, схватившись за внутренности, оторвал их и вытащил наружу. Кревг тотчас же испустил дух, а аргивяне за то, что Дамоксен нарушил договор и вместо одного удара воспользовался против своего соперника многими**, изгнали его. Кревгу, хотя и умершему, они приписали победу и поставили ему в Аргосе статую, которая еще до моего времени стояла в храме Аполлона Ликейского.
—
* Все это место вызывает ряд недоумений. Во-первых, сомнительные «острые» (?), т. е. жесткие, ремни, прикрепленные на кисти рук, бесполезные для удара. Поэтому очень удачна конъектура Беннедорфа, и тогда перевод будет: «не носили жестких ремней на сгибе ладоней».
** Дамоксен нанес тоже один удар, но так как он 1) просунул руку внутрь тела противника, 2) схватил его внутренности, 3) оторвал их и 4) вытащил их, — это было сочтено за «много» ударов.
© 1986 г. Текст: Guide to the Vatican: Museums and City. Pontifical Monuments, Museums and Galleries. Tipografia Vaticana, p. 43.
© 1996 г. Описание (1): G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 3. Il Museo Pio Clementino, 1. Città del Vaticano, Roma, 1996, с. 112, кат. №№ PER 2, 4.
© 2018 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.