Дамоксен
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1800 г.
Инв. № 970.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 2 Фото: С. И. Сосновский

Дамоксен.

Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1800 г.
Инв. № 970.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 2.

Описание:

PER 2 и 4. Ста­туи Дамок­се­на и Крев­га (Кано­вы)

Кано­ва изва­ял Крев­га в 1801 г., сра­зу после Дамок­се­на, за пла­ту в 2500 цехи­нов за каж­дую ста­тую. Работы Кано­вы частич­но ком­пен­си­ро­ва­ли серь­ез­ные поте­ри, поне­сен­ные Музе­я­ми Вати­ка­на во вре­мя фран­цуз­ской окку­па­ции, когда с 1798 г. Напо­ле­он вывез в Париж боль­шое коли­че­ство про­из­веде­ний искус­ства, почти все вер­нув­ши­е­ся в 1815 г. по усло­ви­ям Толен­тин­ско­го дого­во­ра. Кревг и Дамок­сен были бок­се­ра­ми, кото­рые, соглас­но Пав­са­нию (8, 40, 3—4), дол­гое вре­мя сра­жа­лись на рав­ных, пока Дамок­сен не уда­рил в живот про­тив­ни­ка, вырвав ему киш­ки. В этот момент судья, потря­сен­ный таким звер­ст­вом, дис­ква­ли­фи­ци­ро­вал Дамок­се­на и при­судил победу Крев­гу, уже мерт­во­му.

Invv. 970 e 968;
W. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, I, (4a ed.), Tübingen 1963, 234;
C. Pietrangeli, La provenienza delle sculture dei Musei Vaticani, in Bollettino dei Monumenti, Musei e Gallerie Pontificie, VIII, 1988, p. 156;
A. Zanella, Canova e Roma, in “Itinerari d’arte e cultura-Musei”, pp. 22—23;
AA. VV, Antonio Canova, Venezia 1992, pp. 278—279 n° 131 e p. 274 n° 130.

Джан­до­ме­ни­ко Спи­но­ла (1996)

3. Я знаю, что подоб­ным обра­зом посту­пи­ли арги­вяне по отно­ше­нию к Крев­гу, кулач­но­му бой­цу из Эпидам­на: на Немей­ских играх арги­вяне при­суди­ли венок победы уже мерт­во­му Крев­гу, пото­му что бив­ший­ся с ним сира­ку­зя­нин Дамок­сен нару­шил их вза­им­ный дого­вор. Уже насту­пал вечер, когда они при­сту­пи­ли к кулач­но­му бою; и вот они при свиде­те­лях уго­во­ри­лись нано­сить уда­ры друг дру­гу пооче­ред­но. Кулач­ные бой­цы в то вре­мя еще не носи­ли на запя­стьях жест­ких рем­ней*, но сра­жа­лись в мяг­ких рем­нях, при­креп­ляя их под выги­бом руки так, чтобы паль­цы у них оста­ва­лись сво­бод­ны­ми. Эти мяг­кие рем­ни дела­лись из тон­ких полос сырой воло­вьей кожи и пере­пле­та­лись меж­ду собой по како­му-то ста­рин­но­му спо­со­бу. И вот в том слу­чае, о кото­ром я рас­ска­зы­ваю, Кревг опу­стил свой удар на голо­ву Дамок­се­на; в свою оче­редь Дамок­сен при­ка­зал Крев­гу при­под­нять руки, и, когда он это испол­нил, Дамок­сен уда­рил его вытя­ну­ты­ми паль­ца­ми под реб­ра: ввиду кре­по­сти ног­тей и силы уда­ра рука вошла внутрь, и Дамок­сен, схва­тив­шись за внут­рен­но­сти, ото­рвал их и выта­щил нару­жу. Кревг тот­час же испу­стил дух, а арги­вяне за то, что Дамок­сен нару­шил дого­вор и вме­сто одно­го уда­ра вос­поль­зо­вал­ся про­тив сво­его сопер­ни­ка мно­ги­ми**, изгна­ли его. Крев­гу, хотя и умер­ше­му, они при­пи­са­ли победу и поста­ви­ли ему в Арго­се ста­тую, кото­рая еще до мое­го вре­ме­ни сто­я­ла в хра­ме Апол­ло­на Ликей­ско­го.

————————
* Все это место вызы­ва­ет ряд недо­уме­ний. Во-пер­вых, сомни­тель­ные «ост­рые» (?), т. е. жест­кие, рем­ни, при­креп­лен­ные на кисти рук, бес­по­лез­ные для уда­ра. Поэто­му очень удач­на конъ­ек­ту­ра Бен­недор­фа, и тогда пере­вод будет: «не носи­ли жест­ких рем­ней на сги­бе ладо­ней».

** Дамок­сен нанес тоже один удар, но так как он 1) про­су­нул руку внутрь тела про­тив­ни­ка, 2) схва­тил его внут­рен­но­сти, 3) ото­рвал их и 4) выта­щил их, — это было сочте­но за «мно­го» уда­ров.

Пав­са­ний. Опи­са­ние Элла­ды, VIII, 40, 3—4. / Пер. С. П. Кон­дра­тье­ва под ред. Е. В. Ники­тюк. // НИЦ «ЛАДОМИР». М., 2002, т. 2.

Источники:
(сс) 2005 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1986 г. Текст: Guide to the Vatican: Museums and City. Pontifical Monuments, Museums and Galleries. Tipografia Vaticana, p. 43.
© 1996 г. Описание (1): G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 3. Il Museo Pio Clementino, 1. Città del Vaticano, Roma, 1996, с. 112, кат. №№ PER 2, 4.
© 2018 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: современная скульптура sculptura антонио канова antonio canova мрамор кулачный боец кулачного бойца боксер боксера pugil pugilis pugilator кожаные ремни на кулаках цест цестус цесты caestus cestus статуя поединок дамоксен креугас креуг кревгас кревг битва дамоксена с креугасом per 2 инв № 970