Надгробная стела мужчины
Паросский мрамор.Ок. 450 г. до н. э.
Высота 149 см.Берлин, Государственные музеи
Надгробная стела мужчины.
Паросский мрамор.
Ок. 450 г. до н. э.
Высота 149 см.
Ок. 450 г. до н. э.
Высота 149 см.
Берлин, Государственные музеи.
Происхождение:
Найдена в Каристе на Эвбее.
Описание:
Греческий рельеф возник как бы из двух противоположных источников. С одной стороны, из рисунка, блестяще проявившего себя в вазописи, с другой — из круглой статуи. Плоский рельеф, вышедший из рисунка, получил распространение главным образом в украшении надгробных стел. Греческий скульптор сначала рисовал на каменной плите контуры будущего рельефного изображения; затем глубже врезался в контур, выделял силуэт фигуры и, постепенно углубляясь в фон, отнимал от него столько, сколько нужно для закругления форм. Путем углубления рисунка передняя плоскость оставалась неприкосновенной, что придавало рельефу удивительную законченность.
В этой сохранившейся лишь в своей верхней части стеле бородатого мужчины мы встречаемся с памятником ионийского стиля (стела была найдена в Каристе на Эвбее). Рельеф не имеет бокового обрамления и вверху над гладким карнизом увенчан пальметтой-акротерием. Фигура усопшего, изображенного в профиль, решена значительно свободнее, чем изваянная несколько раньше фигура девушки в стеле Джустиниани. Состояние задумчивости и полной отрешенности подчеркивается движением правой руки, едва касающейся подбородка. Несмотря на то, что стела целиком не дошла до нас, в ней можно увидеть лучшие качества рельефа строгого стиля — простоту и красоту ритмических поворотов, певучесть линий и силуэтов, а главное, то особое настроение невысказанной грусти, которое характерно для лучших греческих надгробий середины V века до н. э.
Создание правдивого и глубоко значительного образа человека как нормы и образца для каждого греческого гражданина имело в период классики большее значение, чем раскрытие индивидуального человеческого характера, поэтому даже в надгробиях нет портретного сходства, а душевное состояние усопшего носит возвышенный, обобщенный характер.
В этой сохранившейся лишь в своей верхней части стеле бородатого мужчины мы встречаемся с памятником ионийского стиля (стела была найдена в Каристе на Эвбее). Рельеф не имеет бокового обрамления и вверху над гладким карнизом увенчан пальметтой-акротерием. Фигура усопшего, изображенного в профиль, решена значительно свободнее, чем изваянная несколько раньше фигура девушки в стеле Джустиниани. Состояние задумчивости и полной отрешенности подчеркивается движением правой руки, едва касающейся подбородка. Несмотря на то, что стела целиком не дошла до нас, в ней можно увидеть лучшие качества рельефа строгого стиля — простоту и красоту ритмических поворотов, певучесть линий и силуэтов, а главное, то особое настроение невысказанной грусти, которое характерно для лучших греческих надгробий середины V века до н. э.
Создание правдивого и глубоко значительного образа человека как нормы и образца для каждого греческого гражданина имело в период классики большее значение, чем раскрытие индивидуального человеческого характера, поэтому даже в надгробиях нет портретного сходства, а душевное состояние усопшего носит возвышенный, обобщенный характер.
Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 57.
Фотограф Г. Мурза.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 57.
Фотограф Г. Мурза.