Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Диаметр 38 см.
Берлин, Государственные музеи

Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.

Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Диаметр 38 см.

Берлин, Государственные музеи.

Происхождение:
Из Вуль­чи.

Описание:
Худо­же­ст­вен­ное совер­шен­ство гре­че­ских ваз вопло­ще­но в бес­чис­лен­ном коли­че­стве про­из­веде­ний, создан­ных в самых раз­лич­ных местах Древ­ней Гре­ции. Одна­ко наи­боль­шее зна­че­ние с середи­ны VI века до н. э. при­об­ре­ла атти­че­ская шко­ла, дав­шая луч­шие образ­цы чер­но­фи­гур­ной и крас­но­фи­гур­ной вазо­пи­си.

По сво­ей худо­же­ст­вен­ной мане­ре крас­но­фи­гур­ная вазо­пись, кото­рая при­шла на сме­ну чер­но­фи­гур­ной, соот­вет­ст­ву­ет раз­ви­тию ран­ней клас­си­ки в гре­че­ской скульп­ту­ре. Масте­ра крас­но­фи­гур­но­го сти­ля — Эпи­к­тет, Олтос, Дурис — стре­мят­ся вве­сти в стро­гую систе­му вазо­вой рос­пи­си кон­крет­но наблюден­ное в жиз­ни богат­ство дви­же­ний чело­ве­че­ско­го тела. Отныне пер­вое место сре­ди атти­че­ских крас­но­фи­гур­ных сосудов при­над­ле­жит не строй­ным амфо­рам, а боль­шим чашам, рас­пи­сан­ным круп­ны­ми масте­ра­ми. Фор­ма чаши поз­во­ля­ет раз­вер­нуть слож­ные мно­го­фи­гур­ные ком­по­зи­ции. Как на внеш­них, так и на внут­рен­них стен­ках чаши, укреп­лен­ной на высо­кой под­став­ке (нож­ке), мож­но увидеть мифо­ло­ги­че­ские и быто­вые сце­ны. Тех­ни­ка крас­но­фи­гур­ной рос­пи­си, появив­ша­я­ся око­ло 530 года до н. э., поз­во­ли­ла отка­зать­ся от стро­гих арха­и­че­ских кано­нов чер­но­фи­гур­ных ваз. Рису­нок стал более сво­бод­ным, муску­лы тела и костяк фигур деталь­но про­ра­ботан­ны­ми. На чаше из Вуль­чи изо­бра­же­на бит­ва четы­рех тяже­ло­во­ору­жен­ных вои­нов с круг­лы­ми щита­ми. Под нога­ми у них лежит обна­жен­ный юно­ша. Под­пи­си сооб­ща­ют нам име­на мифо­ло­ги­че­ских геро­ев — Аяк­са, Энея, Дио­меда и Гип­па­со­са, сра­жаю­щих­ся за мерт­вое тело Патрок­ла. При всей гра­фи­че­ской изощ­рен­но­сти силу­этов насту­паю­щих друг на дру­га юно­шей вазо­пи­сец сме­ло вво­дит акцен­ты пла­сти­че­ской моде­ли­ров­ки чело­ве­че­ско­го тела, при­да­вая ему опре­де­лен­ную объ­ем­ность. Одна­ко эта объ­ем­ность про­яв­ля­ет себя толь­ко при пере­да­че дви­же­ния: напря­же­ние муску­ла­ту­ры ног и раз­ве­ваю­ща­я­ся одеж­да сра­жаю­щих­ся юно­шей кон­тра­сти­ру­ют с непо­движ­ным телом Патрок­ла, дан­ным стро­го про­чер­чен­ной лини­ей. Рит­ми­че­ское сопо­став­ле­ние дви­же­ния и покоя поз­во­ля­ет понять осо­бую кра­соту уме­ло­го рас­по­ло­же­ния фигур.

Под­пись, сде­лан­ная на сосуде, гла­сит, что имя худож­ни­ка Олтос, а гон­ча­ра — Эвк­си­тей.


Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 56.
Фотограф Г. Мурза.
Ключевые слова: керамика глина терракота греция grecia graecia hellas чаша краснофигурная аттика художник олтос гончар эвкситей битва аякса энея диомеда и гиппаса за мертвое тело патрокла бой аякс великий эант теламонид эней диомед сын тидея гиппас патрокл троянская война круглый щит аспис aspis шлем поножи кнемиды knemides ocrea копье меч ножны доспехи панцирь панцырь пальметки пальметка пальметта пальметты