Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика
(Справа: богиня Афина, слева — возница Иолай.) Мастер Экзекий. Глина. Ок. 550 г. до н. э. Высота 40,5 см.
Берлин, Государственные музеи
Одним из важнейших источников нашего знакомства с искусством древнего мира являются греческие вазы. Наряду с античной литературой греческие вазы дают представление о жизни и быте Древней Эллады, позволяют проникнуть в духовный мир древних греков. В 20-е и 30-е годы XIX века из раскопок гробниц в Этрурии было извлечено большое количество изящных аттических черно- и краснофигурных глиняных сосудов. Попав некогда как предмет торговли и экспорта к этрускам, они пережили в могилах Этрурии века и хорошо сохранились вплоть до наших дней.
Амфора из Вульчи — шедевр греческого искусства. Она выполнена прославленным аттическим мастером Экзекием, который работал в Афинах в 550—520 годах до н. э. На передней стенке амфора украшена изображением борьбы мифического героя Геракла с немейским львом. Вправо от этой группы помещена богиня Афина, слева — возница Иолай. Оба они не принимают непосредственного участия в действии, а как бы обрамляют сцену с двух сторон, завершая композицию. Вместе с тем эти спокойно стоящие фигуры еще больше усиливают драматизм центральной группы. Столкнувшиеся в единоборстве человек и животное полны экспрессии. Однако художник с виртуозным мастерством уравновешивает это движение, передавая самый напряженный момент. Экзекий указывает уже на исход битвы: могучей рукой Геракл останавливает разъяренное животное. Тела героя и льва образуют устойчивую пирамиду, не нарушающую плоскостную поверхность амфоры. Декоративное решение росписи подчеркивается пышными кистями пальметок, которые активно вторгаются в плоскость изображения. Изящные цепочки бутонов лотоса украшают нижнюю часть сосуда, им отвечает фриз из пальметок лотоса на горловине сосуда. По краю горловины можно прочесть подпись гончара и художника Экзекия.
Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика
(Справа: богиня Афина, слева — возница Иолай.) Мастер Экзекий. Глина. Ок. 550 г. до н. э. Высота 40,5 см.Берлин, Государственные музеи
Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика.
(Справа: богиня Афина, слева — возница Иолай.) Мастер Экзекий. Глина. Ок. 550 г. до н. э. Высота 40,5 см.
Берлин, Государственные музеи.
Происхождение:
Из Вульчи.
Описание:
Одним из важнейших источников нашего знакомства с искусством древнего мира являются греческие вазы. Наряду с античной литературой греческие вазы дают представление о жизни и быте Древней Эллады, позволяют проникнуть в духовный мир древних греков. В 20-е и 30-е годы XIX века из раскопок гробниц в Этрурии было извлечено большое количество изящных аттических черно- и краснофигурных глиняных сосудов. Попав некогда как предмет торговли и экспорта к этрускам, они пережили в могилах Этрурии века и хорошо сохранились вплоть до наших дней.
Амфора из Вульчи — шедевр греческого искусства. Она выполнена прославленным аттическим мастером Экзекием, который работал в Афинах в 550—520 годах до н. э. На передней стенке амфора украшена изображением борьбы мифического героя Геракла с немейским львом. Вправо от этой группы помещена богиня Афина, слева — возница Иолай. Оба они не принимают непосредственного участия в действии, а как бы обрамляют сцену с двух сторон, завершая композицию. Вместе с тем эти спокойно стоящие фигуры еще больше усиливают драматизм центральной группы. Столкнувшиеся в единоборстве человек и животное полны экспрессии. Однако художник с виртуозным мастерством уравновешивает это движение, передавая самый напряженный момент. Экзекий указывает уже на исход битвы: могучей рукой Геракл останавливает разъяренное животное. Тела героя и льва образуют устойчивую пирамиду, не нарушающую плоскостную поверхность амфоры. Декоративное решение росписи подчеркивается пышными кистями пальметок, которые активно вторгаются в плоскость изображения. Изящные цепочки бутонов лотоса украшают нижнюю часть сосуда, им отвечает фриз из пальметок лотоса на горловине сосуда. По краю горловины можно прочесть подпись гончара и художника Экзекия.
Ключевые слова: керамика глина терракота греция grecia graecia hellas борьба геракла геракл борющийся с немейским со львом первый подвиг амфора краснофигурная аттика мастер экзекий богиня афина иолай геркулес немейский лев минерва пальметта пальметка бутон бутоны лотоса фриз из пальметок