Орест убивает Эгисфа. (Слева — Хрисофемида)
Пелика краснофигурная. Аттика.
Мастер Берлина.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота 35 см, диаметр 27 см.
Инв. № IV 3725.Вена, Музей истории искусств

Орест убивает Эгисфа. (Слева — Хрисофемида).

Пелика краснофигурная. Аттика.
Мастер Берлина.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота 35 см, диаметр 27 см.
Инв. № IV 3725.

Вена, Музей истории искусств.

Описание:
Пели­ка: Убий­ство Эгис­фа.

Око­ло 530 г. до н. э. в Афи­нах был раз­вит крас­но­фи­гур­ный стиль рос­пи­си — про­ти­во­по­лож­ность чер­но­фи­гур­но­го сти­ля. В послед­нем фигу­ры и орна­мент созда­ва­лись на есте­ствен­ной гли­ня­ной поверх­но­сти вазы в глян­це­вом чер­ном пиг­мен­те, тогда как в крас­но­фи­гур­ном сти­ле чер­ным цве­том рисо­ва­лись кон­ту­ры изо­бра­же­ний и орна­мен­тов, а фон сна­ру­жи кон­ту­ров запол­нял­ся чер­ной крас­кой, остав­ляя фигу­ры крас­ны­ми. Таким обра­зом, рису­нок мог выпол­нять­ся более сво­бод­но, посколь­ку дета­ли (воло­сы, склад­ки одеж­ды) не про­ца­ра­пы­ва­лись ост­рым инстру­мен­том, а нано­си­лись мяг­кой кистью.

Изо­бра­же­ния на дан­ной пели­ке, кото­рая явля­ет­ся ран­ней работой Масте­ра Бер­ли­на око­ло 500 г. до н. э., выпол­не­ны в этой новой тех­ни­ке. Они изо­бра­жа­ют месть Оре­ста, глав­ную тему мрач­но­го мифа, кото­рый полу­чил свою клас­си­че­скую фор­му в три­ло­гии Эсхи­ла «Оре­стея» в середине V в. до н. э. (состо­я­щей из трех частей: «Ага­мем­нон», «Пла­каль­щи­цы» («Хоэфо­ры») и «Эвме­ниды»).

На пере­д­нем плане изо­бра­жен Орест, уби­ваю­щий мечом Эгис­фа, воз­люб­лен­но­го сво­ей мате­ри, Кли­те­ме­ст­ры. Он мстит Эгис­фу и Кли­те­ме­ст­ре за убий­ство сво­его отца, Ага­мем­но­на, после его воз­вра­ще­ния с Тро­ян­ской вой­ны. Сле­ва — Хри­со­фе­ми­да, сест­ра Оре­ста, обра­тив­ша­я­ся в бег­ство. На обрат­ной сто­роне изо­бра­же­на Кли­те­ме­ст­ра с топо­ром, пытаю­ща­я­ся помочь сво­е­му воз­люб­лен­но­му, но задер­жан­ная гла­ша­та­ем Ага­мем­но­на, Тал­фи­би­ем. Веро­ят­нее все­го, обра­зом для это­го изо­бра­же­ния послу­жи­ла дра­ма­ти­че­ская адап­та­ция мифа. Во вто­рой поло­вине VI в. до н. э. жанр тра­гедии полу­чил важ­ное зна­че­ние. Хотя немно­гие лите­ра­тур­ные про­из­веде­ния сох­ра­ни­лись с тех вре­мен, мы можем пред­по­ло­жить, что леген­дар­ные сюже­ты суще­ст­во­ва­ли в искус­стве и лите­ра­ту­ре даже до Эсхи­ла (см. илл. на стр. 24).


Источники:
© 2006 Фото, текст: A Brief Guide to the Kunsthistorisches Museum. Edited by Wilfried Seipel. Vol. 4. Masterpieces in the Collection of Greek and Roman Antiquities. Kunsthistorisches Museum. SKIRA, 2006, p. 106, cat. 40.
Ключевые слова: керамика глина терракота греческая мифология mythologia graeca греция grecia graecia hellas орест ореста orestes эгисф эгист эгисфа эгиста aegisthus aigisthos техника в технике аттика аттический аттическая attika attica краснофигурный краснофигурная пелика pelike меч ensis доспехи диадема diadema пальметта пальметка сидящий сидящая на троне трон thronus меандр meander meandros орнамент мастер вазописец художник берлина берлинский убивает хрисофемида хрисотемида убийство ключ лотос бутон лотоса инв № iv 3725