Мастер Берлина.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота 35 см, диаметр 27 см.Инв. № IV 3725.Вена, Музей истории искусств
Орест убивает Эгисфа. (Слева — Хрисофемида).
Мастер Берлина.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота 35 см, диаметр 27 см.
Вена, Музей истории искусств.
Около 530 г. до н. э. в Афинах был развит краснофигурный стиль росписи — противоположность чернофигурного стиля. В последнем фигуры и орнамент создавались на естественной глиняной поверхности вазы в глянцевом черном пигменте, тогда как в краснофигурном стиле черным цветом рисовались контуры изображений и орнаментов, а фон снаружи контуров заполнялся черной краской, оставляя фигуры красными. Таким образом, рисунок мог выполняться более свободно, поскольку детали (волосы, складки одежды) не процарапывались острым инструментом, а наносились мягкой кистью.
Изображения на данной пелике, которая является ранней работой Мастера Берлина около 500 г. до н. э., выполнены в этой новой технике. Они изображают месть Ореста, главную тему мрачного мифа, который получил свою классическую форму в трилогии Эсхила «Орестея» в середине V в. до н. э. (состоящей из трех частей: «Агамемнон», «Плакальщицы» («Хоэфоры») и «Эвмениды»).
На переднем плане изображен Орест, убивающий мечом Эгисфа, возлюбленного своей матери, Клитеместры. Он мстит Эгисфу и Клитеместре за убийство своего отца, Агамемнона, после его возвращения с Троянской войны. Слева — Хрисофемида, сестра Ореста, обратившаяся в бегство. На обратной стороне изображена Клитеместра с топором, пытающаяся помочь своему возлюбленному, но задержанная глашатаем Агамемнона, Талфибием. Вероятнее всего, образом для этого изображения послужила драматическая адаптация мифа. Во второй половине VI в. до н. э. жанр трагедии получил важное значение. Хотя немногие литературные произведения сохранились с тех времен, мы можем предположить, что легендарные сюжеты существовали в искусстве и литературе даже до Эсхила (см. илл. на стр. 24).