Копия 4 г. н. э. с оригинала 27—23 гг. до н. э.
Высота 34 см.Инв. № 1444.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский
Ливия.
Копия 4 г. н. э. с оригинала 27—23 гг. до н. э.
Высота 34 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
Ливия. Мраморный бюст. Инв. № 1444. Куплен в 1896 г. в Египте. Указывается как обнаруженный в Фаюме с бюстами 32 и 45.
Высота — 0,34 м. Белый мрамор. Грудь наискось разбита, часть прически отсутствует.
Любопытная прическа с чем-то вроде пучка волос впереди (nodus) имеется на монетных изображениях Октавии, сестры Августа в период, следующий сразу после ее брака с Антонием в 40 г. или 39 г. до н. э. Эта прическа все еще использовалась поколением позднее, если судить по «Науке любви» (III, 139) Овидия, который рекомендует ее девушкам с круглым лицом. Нам известно множество портретов дамы, изображенной на бюсте из Фаюма, повторений или вариаций того же типа, как и копий с других моделей. Мы попытаемся дать общий обзор этим материалам, все же ограничиваясь портретами, на которых изображена прическа с nodus. Основные типы указаны ниже в хронологическом порядке.
A.
1) Прежде находился в Риме, коллекция фон Бергена. Die Antike 14, 1938, илл. 28—
Собственно говоря, эти две головы не являются репликами, но тем не менее, очень близки.
B.
1) Париж, Лувр. Голова из базальта. Röm. Mitt. 54, 1939, илл. 18. Encyclopédie photographique de l’art III, 29, 276. Charbonneaux, L’art au siècle d’Auguste илл. 68. Mon. Piot 51, 1960, с. 54, 65.
2) Рим, вилла Альбани. Голова из базальта. Einzelaufnahmen 4311—
3) Бонн, Университетский музей искусств. Голова из мрамора египетского происхождения. Graindor, Bustes et statues-portraits de l’Egypte romaine № 4, илл. 4.
4) Гланум. H. Rolland, Fouilles de Glanum 1947—
5) Болонья, Городской музей. Фрагментарная голова, найденная в Болонье. Röm. Mitt. 65, 1958, с. 77 («Октавия»).
6) Компьен. Espérandieu, Recueil V, 3911.
Мы рассматриваем как модификации типа B:
7) Самос. Festschrift Rumpf, илл. 21, 2—
8) Мармарис (Кари). B. S. A. 52, 1957, илл. 16a.
9) Рим, музей Терм. Пренесте. Felletti Maj, Ritratti No. 81. Röm. Mitt. 54, 1939, илл. 21.
C.
1) Копенгаген, Новая Карлсбергская Глиптотека. Cat. No. 615, из Фаюма.
2) Лондон, Британский музей. Smith, Cat. III, No. 1990.
3) Пезаро, музей Оливериано. No. 3820. Studia Oliveriana 4—
4) Рим, Ватикан. Музей Кьярамонти. Amelung, Vat. Kat. I,
5) Рим, Ватикан. Зал бюстов. Из Отриколи. Amelung, Vat. Kat. II, с. 538, № 352, илл. 70.
6) Париж, Лувр. «Церера Боргезе». Die Antike 14, 1938, с. 265.
7) Пест. Am. Journ. Arch. 61, 1957, илл. 109, рис. 18. Fasti 11, 1958, илл. 38, 101.
8) Рим, Латран. Giuliano, Cat. Ritr. No. 20, илл. 13. R. West, Rom. Porträt-Plastik I, илл. 31, 129.
9) Мадрид, Археологический музей. Статуя Изобилия (Abundantia) происходит из Церро-дель-Миниллар (Кордуба), древняя Ипонуба. Garcia y Bellido, Esc. Rom. No. 171, илл. 129.
В обоих случаях на следующих портретах (10—
10) Таррагона. Frederik Poulsen, Musées Espagnols, с. 52, No. 7. Garcia y Bellido, Esc. Rom. No. 33, илл. 29.
11) Лептис Магна. Колоссальная акролитическая голова. Africa Italiana 8, 1940, с. 52 сл.
12) Оксфорд, музей Эшмола. Фрагментарная голова больше человеческого роста, эллинистическая статуя женщины, коллекция Арундель. Horn, Stehende weibl. Gewandstatuen, илл. 39, 2. Michaelis, Ancient Marbles с. 541, No. 4 (с современной головой).
Некоторое количество портретов следует рассматривать как более вольные и грубые варианты типа C:
13) Бутринт. Röm. Mitt. 54, 1939, илл. 20.
14) Рим, Музей терм. Из Сан-Джованни-Инкарико. Felletti Maj No. 88. Marella, «Октавия» (Mem. R. Acc. d’Italia, cl. sc. mor. st. 7, 3, 2, 1942) с. 60.
16) Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека. Cat. No. 616. Происхождение — Малая Азия.
17) Оксфорд, музей Эшмола. Из Нароны в Далмации. Report 1941, илл. 3. Summary Guide 1951, илл. 70.
18) Париж, Лувр. Маленький бюст из бронзы из Нейи-ле-Реале. Hekler, Bildniskunst, 207b. Encyclopédie photographique, 24, 120 B. Festschrift Rumpf, илл. 20, 3. Röm. Mitt. 62, 1955, с. 164.
D.
1) Марбэри Холл. Einzelaufnahmen 3109—
2) Рим, Музей терм. Felletti Maj No. 87.
3) Познань, ранее находилась в Берлине. Beschreibung Berlin 1891, № 434. Bernoulli, Röm. Ikon. II, 1, с. 104, № 12. Bienkowski, O popiersiach Cezarow Rzymskich илл. 1. Очень поврежденный и существенно реставрированный.
4) Ларисса. Arch. Anz. 1959, с. 104, рис. 22.
5) Барселона. Обнаружена в Ампуриасе. Am. Journ. Arch. 53, 1949, илл. 22 A. Garcia y Bellido, Esc. Rom. № 52, илл. 47. Очевидно, лицо намного старше остальных.
6) Балтимор, Художественная галерея Уолтерс. Journ. 12, 1949, с. 66. Определенные детали прически указывают, что эта приятная, но редкая голова относится к этой категории.
Основной тип наиболее ярко представлен на двух камеях:
7) Гаага. Pietrangeli, Famiglia di Augusto с. 39. Bull. Beschav. 33, 1958, с. 33. Соответствующее стеклянное изделие, ранее находившееся в коллекции Кука (Smith and Hutton, The Wyndham Cook Coll. II № 296, илл. 14), является современным. Фрагментарное изделие из Британского музея представляется более заслуживающим доверия (Walter, Gems and Cameos 3813, илл. 39).
8) Париж, Национальная библиотека. Mon. Piot 45, 1951, илл. 10. Указан в 1938 г. как пропавший (Die Antike 14, 1938, с.
Наименование Ливии подтверждено эпиграфически для типов С11 и С18. К этому добавляется соответствие нескольких монетных изображений из Малой Азии во время правления Тиберия, указанных как «Юлия Себаста»; насколько можно судить, они скорее относятся к типу D (Festschrift Rumpf, илл. 23). A2, B4, B7, C1, C5, C10, C11, C13, C18 были найдены вместе с портретами других членов первого императорского дома. Большое количество портретов с высокой вероятностью указывает на то, что речь идет о первой леди империи. Октавия, сестра Августа, чье имя было предложено для многих из портретов, не занимала ни значительного, ни официального положения. В частности, Октавия не имела связи с Египтом, куда ее супруг Антоний отправился лишь после того, как оставил ее (касается типа B, о котором ранее сказано у Фредерика Поулсена, Rev. Et. Anc. 39, 1937, с. 386 и Липпольда, Kopien u. Umbildungen, p. 144, Gött. gel. Anz. 200, 1938, с. 153, под именем Ливии). Также имеется свидетельство статуи из Пестума в Мадриде, на которой, несомненно, представлена та же дама, хотя и с другой прической (реплика находится в Ватикане, Amelung I илл. 13, No. 77), сидящая, как и статуя Тиберия, и обнаруженная в то же время (Einzelaufnahmen, 1765—
На изображениях типа А Ливия всегда молода; эти портреты, вероятно, показывают ее такой, какой она была в возрасте двадцати лет, некоторое время спустя после того, как вышла замуж за юного Октавия в 38 г. до н. э. Если судить по двум экземплярам из египетского камня (и мраморной голове, обнаруженной в Египте), портреты типа B не могут датироваться ранее сражения при Акции 30 г. до н. э., которое подчинило область Нила власти Октавия. Мы полагаем, что весьма многочисленный тип С должен был возникнуть в связи с эпохой, когда Октавий принял имя Августа, и укреплением монархии, которое за этим последовало (27—
Интерпретация нашего портрета из Фаюма как Ливии — наиболее естественная, учитывая обстоятельства находки и по причине того, что Август, Ливия и Тиберий образуют политическую тройку в период с усыновления Тиберия в 4 г. н. э. и до смерти его матери двадцатью пятью годами позже (ср. Mon. Ant. 38, 1939, с. 81 сл.). На самом деле нет никакой возможности точно установить, в какой момент в течение этого периода был изготовлен данный портрет. Стиль портретов и тот факт, что найденный одновременно Тиберий относится к типу «наследник», указывают, что портреты были изготовлены до смерти Августа в 14 г. н. э. Если Ливия представлена молодой на портрете, когда ей было больше шестидесяти лет, это не просто вежливость по отношению к императрице: в этом отношении любопытно, что нет никаких портретов Августа в зрелом возрасте.
Хорошие портреты Ливии, к числу которых принадлежит и наш, создают стойкое впечатление поразительной красоты этой женщины большой силы воли.
Кат. № 615. Billedtavler L. Steininger, Die weibl. Haartrachten im ersten Jahrh. с. 17. Frederik Poulsen, To romerske Kejserindeprofiler с. 13. Id. Greek and Roman Portraits in English Country Houses с. 53. Schweitzer, Antiken in ostpreussischem Privatbesitz с. 25. R. West, Röm. Porträt-Plastik I с. 108, илл. 27, 108. Meddelelser N. C. G. 2, 1945, с. 16. Acta Arch. 17, 1946, с. 10. Mon. Piot 45, 1951, с. 79. Bull. Beschav. 31, 1956, с. 14, рис. 12. Röm. Mitt. 64, 1957, с. 31. Giuliano, Ritr. Rom. Lat. с. 15. Studi Sarsinati 1957 (Studi Romagnoli V) с. 229.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne.
Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, с. 65—71, кат. № 34.
© 2010 г. Перевод с франц. С. Э. Таривердиевой.