Август
Мрамор.
Копия нач. I в. н. э. с оригинала 30—17 гг. до н. э.
Высота 55 см.
Инв. № 1443.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский

Август.

Мрамор.
Копия нач. I в. н. э. с оригинала 30—17 гг. до н. э.
Высота 55 см.
Инв. № 1443.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
Из Фаю­ма.

Описание:
32. Илл. XLVII—XLIX.

Август. Мра­мор­ный бюст. Инв. № 1443. При­об­ре­тен в 1896 г. у гре­ко-еги­пет­ско­го тор­гов­ца Алек­санд­ра Дингли при посред­ни­че­стве Валь­де­ма­ра Шмид­та. По сведе­ни­ям про­дав­ца, бюст был най­ден в амфи­те­ат­ре в Фаю­ме вме­сте с порт­ре­та­ми Ливии и Тибе­рия (№№ 34 и 45), при­об­ре­тен­ны­ми тогда же; в пись­ме от 7 нояб­ря 1895 г. он сооб­ща­ет о наход­ке сле­дую­щее: «Рядом с ниша­ми, где нахо­ди­лись три бюста, обна­ру­жи­лась мра­мор­ная ста­ту­эт­ка Вик­то­рии, кото­рая в пра­вой руке дер­жа­ла брон­зо­вую ста­ту­эт­ку, изо­бра­жаю­щую само­убий­ство Клео­пат­ры. Она у меня есть, за иск­лю­че­ни­ем змеи, кото­рую Клео­пат­ра дер­жа­ла в руке. К сожа­ле­нию, ста­ту­эт­ка Вик­то­рии состо­я­ла из малень­ких кусоч­ков и рас­сы­па­лась». С дру­гой сто­ро­ны, в пись­ме от 15 мар­та 1896 г. он рас­ска­зал, что в этом же месте был най­ден деся­ток костя­ных «тес­сер», кото­рые позд­нее пере­шли в соб­ст­вен­ность Фрё­не­ра.

Высота 55 см. Белый мра­мор. Кон­чик носа реста­ври­ро­ван в гип­се. На поверх­но­сти носа, левой щеки и под­бо­род­ка следы эро­зии, тогда как в целом порт­рет в иск­лю­чи­тель­но хоро­шей сохран­но­сти. Тео­рия, выдви­ну­тая В. Х. Грос­сом (см. ниже), соглас­но кото­рой этот бюст был изготов­лен из цилин­дри­че­ской базы колон­ны, вызы­ва­ет сомне­ния.

с. 64 Это один из самых пре­крас­ных и важ­ных порт­ре­тов Авгу­ста. Он отно­сит­ся к тому типу порт­ре­тов импе­ра­то­ра, кото­рый встре­ча­ет­ся чаще все­го и обыч­но назы­ва­ет­ся в честь хра­ня­щей­ся в Вати­кане ста­туи с вил­лы Ливии воз­ле При­мы-Пор­ты (A.-Br. 701—703). Кар­ти­на, пред­став­лен­ная на нагруд­ни­ке пан­ци­ря импе­ра­то­ра, ука­зы­ва­ет на его дипло­ма­ти­че­скую победу над пар­фя­на­ми в 20 г. до н. э., и уди­ви­тель­но, как мож­но было сомне­вать­ся в том, что это иде­а­ли­зи­ро­ван­ное изо­бра­же­ние Авгу­ста в духе клас­си­че­ско­го гре­че­ско­го искус­ства было созда­но в эту эпо­ху (см. выше, с. 24). На бюсте из Фаю­ма чер­ты лица более инди­виду­аль­ны, чем на рим­ской ста­туе, но при этом не дают осно­ва­ний для точ­ной дати­ров­ки. Этот порт­рет, как и два най­ден­ных вме­сте с ним, види­мо, был при­ве­зен из-за гра­ни­цы и не име­ет ниче­го обще­го с мест­ной еги­пет­ской тра­ди­ци­ей. См. так­же № 45 (Тибе­рий).


Литература:
Кат. 610. Billedtavler XXXXIX. Hekler, Bildniskunst 166. Röm. Mitt. 42, 1927, с. 221, 3. R. West, Röm. Porträt-Plastik I с. 118, слл. 29, 121. Die Antike 14, 1938, с. 224, слл. 24. Montini, Ritratto di Augusto с. 48, 88 № 26. Frederik Poulsen, Röm. Privatporträts und Prinzenbildnisse с. 24, илл. 24. Einzelaufnahmen 4799-4800. Memorie Napoli 6, 1942, с. 286 (Mustilli). Meddelelser N. C. G. 2, 1945, с. 1. Buschor, Hell. Bildnis с. 60. Kähler, Die Augustusstatue von Primaporta с. 22. W. H. Gross, Zur Augustusstatue von Prima Porta, Nachr. Göttingen 1959, с. 161.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne. Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 63—64, cat. no. 32.
© 2011 г. Перевод с франц. Любимовой О. В.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная голова бюст мрамор мужской фаюм из фаюма инв № 1443