Высота 1,95 м.Инв. № 907.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Гермеса, 2 Фото: С. И. Сосновский
Статуя Гермеса Бельведерского.
Высота 1,95 м.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Гермеса, 2.
53. Статуя Гермеса (Табл. 12).
Выс. 1,95 м. Крупнозернистый белый мрамор.
Дополнены пальцы правой ноги, кроме мизинца, продолговатые вставки в верхней части правого бедра, две маленькие вставки над левой пяткой, кусок с. 133 ствола пальмы слева внизу, базис, кроме остатка под и между ногами. Было отбито левое предплечье с хламидой, правая нога вверху и в лодыжке, левая голень в колене и лодыжке, 2 части левой пятки. Сломы замазаны гипсом. Отломана правая рука, левая кисть, части хламиды наверху и целиком её конец внизу, опорная мраморная часть под левой подошвой. Выломана часть из правого бедра, там, где лежала рука; место крепления хламиды на левой икре. От дополнения, выполненного во второй половине XVI в. и вновь удаленного позднее (Michaelis, Jahrbuch d. I. 1890 S. 35 Anm. 126), остались большие отверстия на обломке правой руки, запястье правой кисти (два), обломке левой кисти и хламиды рядом с ним, а также под левой пяткой. В остатке хламиды на левой икре небольшое отверстие. Соединение небрежное; обломки точно не состыкованы; однако речь идет лишь о миллиметрах, и, как кажется, именно там не производилось никаких переработок. Однако шлифовка фигуры, вероятно, современная, или же подправлялась в наше время; особенно сильно отшлифован нос.
Бог стоит прямо, опираясь на правую ногу, поддерживаемую стволом пальмы; левая нога с приподнятой пяткой слегка отведена в сторону и отставлена назад. Правое бедро сильно изогнуто; как нам известно по репликам, на него опиралась рука в своеобразно кокетливом положении: тыльная сторона кисти обращена вперед, большой палец поднят вверх, мизинец оттопырен вниз, остальные пальцы отогнуты назад. Судя по репликам, опущенная вниз правая рука держала керикей; предплечье снаружи внутрь обвито концом хламиды, первоначально свисавшим до икры ноги; другой ее конец лежит на левом плече. Голова с короткими кудрями повернута и наклонена с серьезным выражением к правому плечу. В то время, как поверхность хламиды выполнена шероховатой, части тела скульптор отполировал, что позволяет предположить, что он жил во времена Адриана. Несколько невыразительные формы и как бы слегка вздутое туловище также подтверждают это предположение. Грудные соски очерчены; из этого и из композиции в целом, а также из различия подпорок правой ноги в отдельных репликах можно с полным правом заключить, что оригинал был выполнен из бронзы.
с. 134 Статуя была единственным значительным произведением античного искусства, которым Павел III обогатил бельведерскую коллекцию. Распространенное прежде сообщение о том, что она была найдена при Льве X возле церкви S. Martino dei Monti в упомянутом некогда Адрианелло месте, ошибочно. «По совершенно достоверному свидетельству папского лейб-медика Меркати, который вступил в эту должность лишь примерно на 20 лет позднее, статуя была найдена при Павле III за городом в саду возле Замка св. Ангела. С большой долей вероятности это можно установить даже еще точнее. 27 февраля 1543 г. римскому гражданину Николаусу де Пали из папской кассы было выплачено 1000 золотых дукатов за прекрасную мраморную статую, подаренную им Его Святейшеству, которую папа повелел установить в Бельведерском саду… К тому же на плане города Буфалини от 1551 г. как раз на указанном Меркати месте, за стеной, между позднейшими Порта Анжелика и Порта Кастелло, обозначено место Vin. Horatii Pallini. Сходство имен достаточно велико, чтобы подтвердить вероятность того, что это та же семья, а место находки поблизости от Ватикана могло явиться причиной того, что папа поступил с этой античной статуей иначе, чем он это делал обычно. В пользу приобретения статуи после 1540 г. говорит также то обстоятельство, что Приматиччио, который в том же году поручил снять для Франца I копии самых прекрасных бельведерских антик, выбрал для этого Лаокоона, Аполлона, Книдянку, Клеопатру, Тибра и „Коммода”, в то время, как Антиной не упоминается» (Michaelis, Jahrbuch d. I., в указ. ниже месте). Сначала фигура была установлена в нише Венеры (№ 42), тогда как на ее нынешнем месте стояла статуя Геракла с маленьким Телефом (Museo Chiaramonti Nr. 633). В 1797 г. Наполеон велел перевезти ее в Париж, откуда она вернулась в 1816 г.; тогда она была установлена на ее современном месте.
Когда фигура была найдена, то по сходству лица её отождествили с любимцем Адриана Антиноем, чему также способствовало ошибочное предположение о месте находки (Адрианелло), характерные формы и меланхолическое с. 135 выражение лица. Винкельман считал ее Мелеагром, Цоега (из-за неправильного исполнения лодыжек) Эдипом. Только Висконти после сравнения с лучше сохранившейся репликой правильно идентифицировал ее как Гермеса. Количество опознанных реплик с тех пор увеличилось (Klein, в указ. ниже месте). К этому списку следует добавить торс из Саламина на Кипре, находящийся в музее Фицвильяма в Кембридже [Handbook, с. 59 внизу] и реплику головы, которую автор видел некоторое время назад в римском антикварном магазине. Реплику в Петербурге см.: Кизерицкий, Эрмитаж, № 163. Наиболее хорошо сохранилась уже упомянутая Висконти реплика, тогда в Палаццо Фарнезе, ныне в Британском музее (A. Smith, Catalogue of sculpture III, Nr. 1599 Pl. IV; Klein, там же, S. 391 Fig. 79); там на ногах бога есть крылышки и сандалии. Считалось, что у ватиканской реплики также имелись крылышки и удаление их остатков современным реставратором придало неправильную форму лодыжкам; однако нигде не заметно следов такой серьезной переработки; кроме того, на стволе должен был бы остаться след от наружного крылышка правой ноги, который мы будем искать напрасно. И у петербургской реплики, и у «Гермеса Андроса» в Афинах (Friederichs-Wolters, Bausteine Nr. 1220; Brunn-Bruckmann, Denkmäler 18), который по времени ближе всего к оригиналу, тоже нет крылышек и сандалий; у всех остальных копий ног либо больше нет, либо они дополнены. Следовательно, можно заключить, что и оригинал не имел этих отличительных деталей, хотя лондонская статуя выполнена достаточно хорошо и тщательно, и в целом было бы понятнее, если бы художник придумал эти украшения для бронзы, в которой их было бы легче исполнить, чем если бы копиист усложнил себе работу в мраморе без необходимости. Более простое здесь как раз и будет первоначальным.
Одни видят в фигуре изображение Гермеса Энагония, другие — Психопомпа. Относительно первого из этих мнений можно было бы обратить внимание с. 136 на то, что уши у ватиканской реплики немного припухлые; менее важно, что экземпляр был найден в руинах римской виллы вместе с копией стоящего дискобола (Michaelis, Ancient marbles, там же; ср. Sala della biga, Nr. 615), напротив, следует особо подчеркнуть, что этот Гермес ни в одном из своих повторений ни своими формами, ни позой не производит впечатления атлета. Во всяком случае, второе мнение гораздо больше соответствует особенному характеру произведения и в его пользу говорит тот факт, что одна реплика (Андрос) была найдена в могиле, другая (Фасос) в герооне, и даже если предположить, что в обоих случаях посвящающими должен был почитаться сам бог или подразумеваемый под его изображением умерший, — все же в наклоне головы и выражении лица нет и признака сладостных мечтаний, в них сосредоточенная серьезность, которая в сочетании со свободной позой создает у большинства зрителей впечатление тихой скорби. Это видно еще отчетливее при сравнении статуи с произведением, счастливое обнаружение которого сразу позволило определить мастера и время создания: с Гермесом Праксителя в Олимпии (ср. сопоставление в Modernen Cicerone, в указ. месте); там одно беззаботное веселье. И это противопоставление выглядело бы, конечно же, еще убедительнее, если бы мы могли поставить рядом с оригиналом из мрамора также оригинал из бронзы. Причина различия отдельных деталей обеих фигур между собой также заключается в этой разнице замыслов, и сегодня, пожалуй, никто больше не сомневается в том, что оригинал «Антиноя» был также творением Праксителя. Решаюшим здесь является также такой характерный момент, как несколько картинная постановка правой руки: мы видим этот жест и у т. н. Нарцисса в Неаполе, и у молодого Асклепия в Карлсруэ (ср. Friedrich-Wolters, Nr. 1758), которого Фуртвэнглер, по мнению автора, ошибочно приписал Скопасу (ср. монету из Сердики во Фракии [эпоха с. 137 Каракаллы]: Macdonald, Greek coins in the Hunterian collection, I Pl. XXX 1 S. 446). Сегодня создание Гермеса из Олимпии все исследователи относят к позднему периоду творчества Праксителя, т. е. ко второй половине IV в., и, предположительно, к тому же периоду, скорее даже немного позднее, можно отнести создание «Антиноя». Только Греф выдвинул недавно (Verhandlungen der Philologen-Versammlung in Hamburg, S. 94) предположение о том, что «Антиной» происходит, напротив, из существенно более раннего времени, чем Гермес из Олимпии; этому противоречит, по мнению автора, очень динамичное положение тела (утонченные и уменьшенные черты лица, которые Греф также приводит в качестве довода, — общая характерная черта всех произведений IV в. в противоположность фидиевой эпохе).
Aldrovandi, Boissard, Montfaucon, Venuti, Ficoroni vgl. hierselbst S. 2; Cavalieri Antiquarum statuarum Urbis Romae I. et II. liber (vor 1578) Taf. 5; Vaccaria Antiquarum statuarum icones (1584) I Taf. 28; Mercati Metallotheca (nachgelassen, erschienen 1717) S. 363ff.; Franzini Icones Statuarum antiquarum Urbis Romae (1589) S. 8 Taf. a; Vaccaria a. a. O. (1621) II Taf. 53; Perrier Segmenta nobilium signorum et statuarum (1638) Taf. 53; De Rossi Insign. statuarum icones (1645) I Taf. 5; Bisschop Signorum veterum icones (1670—
Photographie Alinari 6606 (4); 6607 (Kopf von vorn; 2); 6607a (Kopf im Profil); Anderson 1303 (4); 1304 (Kopf; 2); 3885 (Kopf von vorn); 3886 (Kopf im Profil); Moscioni 378; 2603 (1/2 foglio); Compagnia rotografica 789; 403 (cab.); 2046 (foglio).
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 132—138.
© 2008 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского, под ред. Г. Ранге.