Сцена жертвоприношения
Серый мрамор с прожилками. 3-я четв. I в. н. э. или 1-я четв. II в. н. э.
Высота 172 см, длина 211 см.
Инв. № MNC 1786 (Ma 992).Париж, Лувр

Сцена жертвоприношения.

Серый мрамор с прожилками. 3-я четв. I в. н. э. или 1-я четв. II в. н. э.
Высота 172 см, длина 211 см.
Инв. № MNC 1786 (Ma 992).

Париж, Лувр.

Происхождение:
Най­ден в Риме. При­об­ре­тен в 1884 г., ранее в кол­лек­ци­ях Мат­теи (Mattei), Феш (Fesch) и Агу­а­до (Aguado).

Описание:

38. Исто­ри­че­ский рельеф, сце­на жерт­во­при­но­ше­ния.

Третья чет­верть I в. н. э. или пер­вая чет­верть II в. н. э.
Най­ден в Риме.
Серый мра­мор с про­жил­ка­ми.
Высота 172 см; дли­на 211 см.
При­об­ре­те­но в 1884 г., ранее в кол­лек­ци­ях Мат­теи, Fesch и Aguado (MA 992 — Inv. MNC 1786).
Рестав­ра­то­ры: N. Imbert and A. Méthivier, 2005.

Сце­на это­го релье­фа про­ис­хо­дит перед дву­мя мону­мен­та­ми: четы­рех­ко­лон­ным хра­мом с коринф­ски­ми капи­те­ля­ми и двух­ко­лон­ным зда­ни­ем с эолий­ски­ми капи­те­ля­ми, укра­шен­ным так­же лав­ро­вой гир­лян­дой. Фрон­тон четы­рех­ко­лон­но­го хра­ма укра­шен изо­бра­же­ни­я­ми пред­ме­тов куль­та, в чис­ле кото­рых кро­пи­ло (aspergillum), ковш (simpulum), щит на скре­щен­ных копьях, жезл (lituus) и шап­ка фла­ми­на. На пере­д­нем плане, сле­ва напра­во, мы видим ряд фигур чуть круп­нее нату­раль­ной вели­чи­ны: чело­век в тоге (togatus), флей­тист (tibicen), играю­щий на двой­ной флей­те, и два слу­жи­те­ля при жерт­во­при­но­ше­ни­ях, веду­щие быка, укра­шен­но­го для жерт­во­при­но­ше­ния голов­ны­ми повяз­ка­ми (infulae) и налоб­ни­ком (frontalia) в фор­ме пель­ты (кат. № 31). Вер­ти­каль­ная опо­ра пли­ты спра­ва от сце­ны ори­ги­наль­ная. Левая сто­ро­на была пере­ра­бота­на с уда­ле­ни­ем фигу­ры, кото­рая, несо­мнен­но, сох­ра­ни­лась фраг­мен­тар­но и была пол­но­стью уни­что­же­на. Ясно, что пли­та пер­во­на­чаль­но про­дол­жа­лась далее нале­во: жрец, камил­лы и алтарь ранее нахо­ди­лись сле­ва от про­цес­сии. Лав­ро­вые вен­ки на фигу­рах, антич­ные голо­вы кото­рых сох­ра­ни­лись, пред­по­ла­га­ют отъ­езд импе­ра­то­ра на вой­ну (profectio) или его воз­вра­ще­ние с вой­ны (adventus). В этом слу­чае жрец, совер­шаю­щий жерт­во­при­но­ше­ние, дол­жен быть самим импе­ра­то­ром.

До при­об­ре­те­ния Лув­ром эта сце­на была частью кол­лек­ции Мат­теи. Веро­ят­но, она была обна­ру­же­на в Риме, но ее точ­ное про­ис­хож­де­ние оста­ет­ся неиз­вест­ным: соглас­но архи­вам пат­ри­ци­ан­ской семьи Мат­теи, Асдру­бал Мат­теи при­об­рел эту сце­ну и рельеф с пре­то­ри­ан­ца­ми (кат. № 115) у Пом­пео Ферруч­чи в 1615 г.1 В тече­ние двух­сот лет эти релье­фы, как вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щие, были выстав­ле­ны над две­ря­ми меж­ду внут­рен­ним дво­ром и садом двор­ца Мат­теи2. Архив­ная запись от 17 декаб­ря 1635 г. осо­бо ука­зы­ва­ет на их рестав­ра­цию, кото­рая была пору­че­на неко­е­му Эджидио scultore3, веро­ят­нее все­го, Эджидио Морет­ти, скуль­п­то­ру, извест­но­му созда­ни­ем ста­туй в антич­ном сти­ле для лор­да Арун­де­ла. Ниж­няя поло­ви­на релье­фа отсут­ст­ву­ет, а голо­вы двух жре­цов при жерт­во­при­но­ше­ни­ях совре­мен­ные, так же, как руки и двой­ная флей­та музы­кан­та, под­ня­тая рука жре­ца сле­ва от быка, мор­да быка и пра­вая часть его налоб­ни­ка. Корот­ко ост­ри­жен­ная боро­да чело­ве­ка в тоге, испол­нен­ная в виде корот­ких рас­хо­дя­щих­ся пуч­ков, была выре­за­на поз­же — либо в позд­ней антич­но­сти4, либо в новое вре­мя, чтобы соот­вет­ст­во­вать боро­да­тым голо­вам, уста­нов­лен­ным Эджидио Морет­ти.

На осно­ва­нии срав­не­ния с релье­фом воз­вра­ще­ния (adventus) Адри­а­на, хра­ня­щим­ся во Двор­це Кон­сер­ва­то­ров, экс­пер­ты дати­ро­ва­ли рельеф Мат­теи нача­лом прав­ле­ния Адри­а­на. Если это вер­но, то пли­та пред­став­ля­ет обще­ст­вен­ную цере­мо­нию на Рим­ском фору­ме, перед хра­мом Вес­па­си­а­на и фрон­таль­ной колон­на­дой хра­ма Сог­ла­сия. Эта дати­ров­ка неяв­ным обра­зом осно­ва­на на идее, что дан­ный рельеф, подоб­но мно­гим дру­гим, мог быть най­ден на фору­ме Тра­я­на (98—117 гг. н. э.), кото­рый был дост­ро­ен Адри­а­ном (117—138 гг. н. э.).

Г. Кёп­пель, одна­ко, пред­ло­жил более ран­нюю дату. Облом (sima) хра­ма с лото­сом и паль­мет­та­ми боль­ше все­го похож на укра­ше­ния шести­ко­лон­но­го хра­ма, кото­рый изо­бра­жен на хра­ня­щем­ся на вил­ле Меди­чи фраг­мен­те сце­ны жерт­во­при­но­ше­ния с Алта­ря Бла­го­че­стия5. Чет­ко выре­зан­ные завит­ки на мор­де быка, про­свер­лен­ные одним пово­ротом бура­ва, сопо­ста­ви­мы с завит­ка­ми быка на еще одном фраг­мен­те того же Алта­ря Бла­го­че­стия: сце­на жерт­во­при­но­ше­ния перед вось­ми­ко­лон­ным хра­мом на вил­ле Меди­чи6. Этот Алтарь Бла­го­че­стия Авгу­ста дати­ру­ет­ся кон­цом прав­ле­ния Клав­дия (41—54 гг. н. э.), но Кёп­пель цити­ру­ет так­же М. Торел­ли, кото­рый пред­по­ла­га­ет, что сце­на может дати­ро­вать­ся прав­ле­ни­ем сле­дую­ще­го импе­ра­то­ра, Неро­на (54—68 гг. н. э.) Гиб­кость тор­сов слу­жи­те­лей при жерт­во­при­но­ше­ни­ях и объ­ем их под­лин­ных волос, веро­ят­но, под­дер­жи­ва­ют эту гипо­те­зу. Пра­вое зда­ние на зад­нем плане Торел­ли иден­ти­фи­ци­ру­ет как дом Гнея Доми­ция Аге­но­бар­ба, отца импе­ра­то­ра, левое — как храм Пена­тов на Велии. Сце­на может быть свя­за­на с анна­ла­ми арваль­ских бра­тьев, напо­ми­наю­щих о «in sacra(m) via(m) sacrificium ante domum Domitianum» (жерт­во­при­но­ше­ние, совер­шен­ное на свя­щен­ной доро­ге перед домом Доми­ция) 11 декаб­ря 55, 57, 58 и 59 гг. н. э.7

Хотя сце­ну мож­но убеди­тель­но дати­ро­вать кон­цом прав­ле­ния Клав­дия или, более веро­ят­но, нача­лом прав­ле­ния Неро­на, точ­ные обсто­я­тель­ства жерт­во­при­но­ше­ния, совер­шен­но­го, долж­но быть, в честь импе­ра­то­ра и в пуб­лич­ной обста­нов­ке горо­да, оста­ют­ся гипо­те­ти­че­ски­ми.

Ludovic Laugier

ПРИМЕЧАНИЯ:

1Guerrini 1972, p. 15: Archives Mattei, AM 41, IV, fol. 20.

2Ibid., AM 55, fol. 31.

3Venuti and Amaduzzi 1979, I, p. LI and III, pl. XXXVIII.

4Koeppel 1983a, p. 84, n. 149.

5Ibid., cat. no. 13.

6Ibid., cat. no. 12.

7Ibid., p. 85.

Литература:
Wace 1907, pp. 245—249, fig. 3.
Michon 1909, pp. 223—231, fig. 12.
Scott Ryberg 1955, pp. 130—131, pl. 46.
Guerrini 1972, p. 15.
Koeppel 1983a, p. 84, 140, no. 37, fig. 46.

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: C. Giroire, D. Roger. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, 2007, с. 105, кат. № 38.
© 2008 г. Перевод с англ. О. В. Любимовой.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф наголовник налобник фронталия frontalia серый мрамор с прожилками сцена жертвоприношения жертвоприношение четырехколонный храм коринфская капитель двухколонное здание эолийская лавровая гирлянда кропило aspergillum ковш simpulum круглый щит parma парма clupeus clipeus на скрещенных копьях жезл литуус lituus шапка фламина тога тогатус togatus флейтист tibicen двойная флейта авлос служитель жертвенное животное бык головная повязка infulae лавровый венок дверь архитектура жрец victimae коллекция маттеи феш агуадо инв № mnc 1786 ma 992