Высота 172 см, длина 211 см.Инв. № MNC 1786 (Ma 992).Париж, Лувр
Сцена жертвоприношения.
Высота 172 см, длина 211 см.
Париж, Лувр.
38. Исторический рельеф, сцена жертвоприношения.
Третья четверть I в. н. э. или первая четверть II в. н. э.
Найден в Риме.
Серый мрамор с прожилками.
Высота 172 см; длина 211 см.
Приобретено в 1884 г., ранее в коллекциях Маттеи, Fesch и Aguado (MA 992 — Inv. MNC 1786).
Реставраторы: N. Imbert and A. Méthivier, 2005.
Сцена этого рельефа происходит перед двумя монументами: четырехколонным храмом с коринфскими капителями и двухколонным зданием с эолийскими капителями, украшенным также лавровой гирляндой. Фронтон четырехколонного храма украшен изображениями предметов культа, в числе которых кропило (aspergillum), ковш (simpulum), щит на скрещенных копьях, жезл (lituus) и шапка фламина. На переднем плане, слева направо, мы видим ряд фигур чуть крупнее натуральной величины: человек в тоге (togatus), флейтист (tibicen), играющий на двойной флейте, и два служителя при жертвоприношениях, ведущие быка, украшенного для жертвоприношения головными повязками (infulae) и налобником (frontalia) в форме пельты (кат. № 31). Вертикальная опора плиты справа от сцены оригинальная. Левая сторона была переработана с удалением фигуры, которая, несомненно, сохранилась фрагментарно и была полностью уничтожена. Ясно, что плита первоначально продолжалась далее налево: жрец, камиллы и алтарь ранее находились слева от процессии. Лавровые венки на фигурах, античные головы которых сохранились, предполагают отъезд императора на войну (profectio) или его возвращение с войны (adventus). В этом случае жрец, совершающий жертвоприношение, должен быть самим императором.
До приобретения Лувром эта сцена была частью коллекции Маттеи. Вероятно, она была обнаружена в Риме, но ее точное происхождение остается неизвестным: согласно архивам патрицианской семьи Маттеи, Асдрубал Маттеи приобрел эту сцену и рельеф с преторианцами (кат. № 115) у Помпео Ферруччи в 1615 г.1 В течение двухсот лет эти рельефы, как взаимодополняющие, были выставлены над дверями между внутренним двором и садом дворца Маттеи2. Архивная запись от 17 декабря 1635 г. особо указывает на их реставрацию, которая была поручена некоему Эджидио scultore3, вероятнее всего, Эджидио Моретти, скульптору, известному созданием статуй в античном стиле для лорда Арундела. Нижняя половина рельефа отсутствует, а головы двух жрецов при жертвоприношениях современные, так же, как руки и двойная флейта музыканта, поднятая рука жреца слева от быка, морда быка и правая часть его налобника. Коротко остриженная борода человека в тоге, исполненная в виде коротких расходящихся пучков, была вырезана позже — либо в поздней античности4, либо в новое время, чтобы соответствовать бородатым головам, установленным Эджидио Моретти.
На основании сравнения с рельефом возвращения (adventus) Адриана, хранящимся во Дворце Консерваторов, эксперты датировали рельеф Маттеи началом правления Адриана. Если это верно, то плита представляет общественную церемонию на Римском форуме, перед храмом Веспасиана и фронтальной колоннадой храма Согласия. Эта датировка неявным образом основана на идее, что данный рельеф, подобно многим другим, мог быть найден на форуме Траяна (98—
Г. Кёппель, однако, предложил более раннюю дату. Облом (sima) храма с лотосом и пальметтами больше всего похож на украшения шестиколонного храма, который изображен на хранящемся на вилле Медичи фрагменте сцены жертвоприношения с Алтаря Благочестия5. Четко вырезанные завитки на морде быка, просверленные одним поворотом бурава, сопоставимы с завитками быка на еще одном фрагменте того же Алтаря Благочестия: сцена жертвоприношения перед восьмиколонным храмом на вилле Медичи6. Этот Алтарь Благочестия Августа датируется концом правления Клавдия (41—
Хотя сцену можно убедительно датировать концом правления Клавдия или, более вероятно, началом правления Нерона, точные обстоятельства жертвоприношения, совершенного, должно быть, в честь императора и в публичной обстановке города, остаются гипотетическими.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1Guerrini 1972, p. 15: Archives Mattei, AM 41, IV, fol. 20. 2Ibid., AM 55, fol. 31. 3Venuti and Amaduzzi 1979, I, p. LI and III, pl. XXXVIII. 4Koeppel 1983a, p. 84, n. 149. 5Ibid., cat. no. 13. 6Ibid., cat. no. 12. 7Ibid., p. 85.Michon 1909, pp. 223—
Scott Ryberg 1955, pp. 130—
Guerrini 1972, p. 15.
Koeppel 1983a, p. 84, 140, no. 37, fig. 46.
© 2008 г. Перевод с англ. О. В. Любимовой.