Высота 161 см, ширина 123 см.Инв. № LL. 398 (Ma 1079).Париж, Лувр
Рельеф с преторианцами.
Высота 161 см, ширина 123 см.
Париж, Лувр.
Реставраторы: N. Imbert и A. Méthivier, 2006.
115. «Рельеф с преторианцами».
Около 51—
Найден в Риме.
Серый мрамор с прожилками.
Высота 161 см, ширина 123 см.
Приобретен в 1824 г., ранее находился в коллекции Маттеи (MA 1079 — INV. LL. 398).
Реставраторы: N. Imbert и A. Méthivier, 2006.
Здесь изображены три солдата в горельефе на переднем плане и еще два солдата в сопровождении знаменосца в барельефе на заднем плане. Оригинальная вертикальная рама плиты сохранилась внизу справа, вертикальная рама с левой стороны современная. Сцена продолжалась влево, на что указывает нога седьмого человека, присутствующая на рельефе. На солдатах надеты шлемы с высокими гребнями, они держат щиты, украшенные выпуклыми умбонами, окруженными различными декоративными узорами в форме крылатой грозовой стрелы и молнии, листовидных узоров и меандра. Солдат слева на переднем плане одет в анатомический панцирь (доспехи, закрывающие его торс) с ремнем и трехслойной armiclausa; на следующем солдате надет панцирь, украшенный головой горгоны, ремень и двухслойная armiclausa. Третий солдат одет в тунику без рукавов поверх своего панциря, на нем ремень и трехслойная armiclausa. На голове бородатого знаменосца надета медвежья шкура, он держит шест в форме пилястры, увенчанный орлом со сложенными крыльями, сидящим на молнии.
Этот рельеф упоминается уже в шестнадцатом веке. Голова знаменосца очень детально изображена в Album Пьера Жака де Рейма (Pierre Jacques de Reims)1 на странице, датируемой 1577 г. и зарисованной на Piazza Sciarra. Фламинио Вакка (Flaminio Vacca) упоминает, что именно на этой площади в правление Пия IV2 были обнаружены фрагменты скульптур с арки императора Клавдия (41—
Вакка установил, что рельефы были куплены Джованни Чезарино (Giovanni Cesarino), коллекция которого была рассеяна после его смерти в 1585 г. В 1615 Асдрубале Маттеи (Asdrubale Mattei) приобрел рельеф у Помпео Феруччи (Pompeo Ferruci)3 вместе со сценой жертвоприношения
Тот факт, что этот рельеф относится к арке Клавдия, заставляет датировать его серединой I века. Его сюжет связан с триумфом римских войск в Британии в 43 г. н. э. Надпись на арке (которая была обнаружена в 1641 г. в фундаменте дворца герцога Бассанелло) действительно отмечала успех императора в Британии, перечисляя его титулы на 51 г. н. э.: «Сенат и народ Рима Тиберию Клавдию Цезарю Августу Германику, сыну Друза, pontifex maximus, наделенному трибунской властью в одиннадцатый раз, консулу пять раз, императору двадцать два раза»5. Строительство арки, непосредственно связанной с акведуком, по логике, должно было начаться одновременно с восстановлением акведука в 51 г. н. э. и продолжиться в следующем году. К этому времени Клавдий достиг нового успеха, последовавшего за празднованием его триумфа, назначенного сенатом в 43 г. н. э.; в 50 г. н. э. он захватил лидера бриттов Каратака.
Точная идентификация фигур, изображенных на этом рельефе, остается предметом споров. Они обуты не в обычные сандалии (caligae), которые носили рядовые солдаты, а в обувь, известную как calcei, которую носили лица высшего звания. Анатомические доспехи, один из которых украшен горгоной, и ремень с двухслойной armiclausa также предполагают офицеров высшего ранга. Два последние декоративные элемента, возможно, указывают на человека, занимающего самое высокое положение в группе. Разнообразие рисунков на их доспехах и щитах затрудняет определение того воинского подразделения, которому эти офицеры могли принадлежать. Серьезные сомнения были также высказаны относительно традиционного объяснения, что это члены преторианской гвардии; было выдвинуто предположение, что это офицеры неизвестного легиона. Г. Кёппель (G. Koeppel) придерживается традиционной версии, указывая, что орел со сложенными крыльями не является значком римского легиона, таким значком является орел с распростертыми крыльями. С другой стороны, значок, изображенный на луврском рельефе, имеется и на монетах Клавдия, отмечающих возведение его на трон преторианской гвардией после Калигулы6. Наконец, Тацит рассказывает, что когда пленного Каратака вели по Риму, он был окружен преторианскими когортами в полном вооружении7, хотя обычно в стенах города они носили гражданскую одежду. Таким образом, остается неясным вопрос о том, кто здесь изображен: офицеры неизвестного легиона или представители преторианской гвардии.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1Jacques 1577, Album de dessins d’aprés l’antique exécutés à Rome, pl. 62 на копии, хранящейся в Национальной Библиотеке Франции. 2Vacca, Memoria 28, in Fea 1741 p. 228. 3AM 41, IV, fol. 20, Panofsky-Sorgel 1967—Michon 1909, pp. 231—
Koeppel 1989, pp. 43, 44, no. 6, fig. 8 and p. 49.
Koeppel 1990, pp. 103—
© 2009 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.