Рельеф с преторианцами
Серый мрамор с прожилками. Ок. 51—52 гг.
Высота 161 см, ширина 123 см.
Инв. № LL. 398 (Ma 1079).Париж, Лувр

Рельеф с преторианцами.

Серый мрамор с прожилками. Ок. 51—52 гг.
Высота 161 см, ширина 123 см.
Инв. № LL. 398 (Ma 1079).

Париж, Лувр.

Происхождение:
Най­ден в Риме. При­об­ре­тен в 1824 г., ранее нахо­дил­ся в кол­лек­ции Мат­теи (MA 1079 — INV. LL.398).
Рестав­ра­то­ры: N. Imbert и A. Méthivier, 2006.

Описание:

115. «Рельеф с пре­то­ри­ан­ца­ми».

Око­ло 51—52 г. н. э.
Най­ден в Риме.
Серый мра­мор с про­жил­ка­ми.
Высота 161 см, шири­на 123 см.
При­об­ре­тен в 1824 г., ранее нахо­дил­ся в кол­лек­ции Мат­теи (MA 1079 — INV. LL. 398).
Рестав­ра­то­ры: N. Imbert и A. Méthivier, 2006.

Здесь изо­бра­же­ны три сол­да­та в горе­лье­фе на пере­д­нем плане и еще два сол­да­та в соп­ро­вож­де­нии зна­ме­нос­ца в баре­лье­фе на зад­нем плане. Ори­ги­наль­ная вер­ти­каль­ная рама пли­ты сох­ра­ни­лась вни­зу спра­ва, вер­ти­каль­ная рама с левой сто­ро­ны совре­мен­ная. Сце­на про­дол­жа­лась вле­во, на что ука­зы­ва­ет нога седь­мо­го чело­ве­ка, при­сут­ст­ву­ю­щая на релье­фе. На сол­да­тах наде­ты шле­мы с высо­ки­ми греб­ня­ми, они дер­жат щиты, укра­шен­ные выпук­лы­ми умбо­на­ми, окру­жен­ны­ми раз­лич­ны­ми деко­ра­тив­ны­ми узо­ра­ми в фор­ме кры­ла­той гро­зо­вой стре­лы и мол­нии, листо­вид­ных узо­ров и меанд­ра. Сол­дат сле­ва на пере­д­нем плане одет в ана­то­ми­че­ский пан­цирь (доспе­хи, зак­ры­ваю­щие его торс) с рем­нем и трех­слой­ной armiclausa; на сле­дую­щем сол­да­те надет пан­цирь, укра­шен­ный голо­вой гор­го­ны, ремень и двух­слой­ная armiclausa. Тре­тий сол­дат одет в туни­ку без рука­вов поверх сво­его пан­ци­ря, на нем ремень и трех­слой­ная armiclausa. На голо­ве боро­да­то­го зна­ме­нос­ца наде­та мед­ве­жья шку­ра, он дер­жит шест в фор­ме пиляст­ры, увен­чан­ный орлом со сло­жен­ны­ми кры­лья­ми, сидя­щим на мол­нии.

Этот рельеф упо­ми­на­ет­ся уже в шест­на­дца­том веке. Голо­ва зна­ме­нос­ца очень деталь­но изо­бра­же­на в Album Пье­ра Жака де Рей­ма (Pierre Jacques de Reims)1 на стра­ни­це, дати­ру­е­мой 1577 г. и зари­со­ван­ной на Piazza Sciarra. Фла­ми­нио Вак­ка (Flaminio Vacca) упо­ми­на­ет, что имен­но на этой пло­ща­ди в прав­ле­ние Пия IV2 были обна­ру­же­ны фраг­мен­ты скульп­тур с арки импе­ра­то­ра Клав­дия (41—54 г. н. э.) Этот памят­ник, состо­я­щий из одно­про­лет­ной арки, обрам­лен­ной колон­на­ми с коринф­ски­ми капи­те­ля­ми, отме­чал пере­се­че­ние Via Lata с Aqua Virgo, акве­ду­ком, вос­ста­нов­лен­ным по при­ка­зу Клав­дия око­ло 51 г. н. э.

Вак­ка уста­но­вил, что релье­фы были куп­ле­ны Джо­ван­ни Чеза­ри­но (Giovanni Cesarino), кол­лек­ция кото­ро­го была рас­се­я­на после его смер­ти в 1585 г. В 1615 Асдру­ба­ле Мат­теи (Asdrubale Mattei) при­об­рел рельеф у Пом­пео Феруч­чи (Pompeo Ferruci)3 вме­сте со сце­ной жерт­во­при­но­ше­ния (кат. № 39). В тече­ние почти двух­сот лет обе пли­ты исполь­зо­ва­лись в каче­стве деко­ра­тив­ных эле­мен­тов над ворота­ми, разде­ляв­ши­ми внут­рен­ний двор и сады палац­цо Мат­теи. В тече­ние это­го пери­о­да «Рельеф с пре­то­ри­ан­ца­ми» рас­по­ла­гал­ся рядом с пли­той с вымыш­лен­ным изо­бра­же­ни­ем капи­то­лий­ско­го хра­ма Юпи­те­ра, так что он имел такую же шири­ну, как и сце­на жерт­во­при­но­ше­ния4. В это же вре­мя отсут­ст­ву­ю­щие части пли­ты были заме­не­ны, в том чис­ле голо­вы фигур в горе­лье­фе и боль­шая часть тела даль­ней фигу­ры сле­ва, кро­ме сред­ней части его кира­сы, а так­же пра­вая часть орла и мол­ния. В нача­ле XIX века два релье­фа Мат­теи были при­об­ре­те­ны кар­ди­на­лом Фешем (Fesch), дядей Напо­лео­на I. Лувр купил этот рельеф с сол­да­та­ми, когда кол­лек­ция кар­ди­на­ла была рас­про­да­на в 1824 г. В нача­ле XX века более позд­ний рельеф с хра­мом Юпи­те­ра, висев­ший воз­ле рим­ской пли­ты, был снят и поме­щен в хра­ни­ли­ще.

Тот факт, что этот рельеф отно­сит­ся к арке Клав­дия, застав­ля­ет дати­ро­вать его середи­ной I века. Его сюжет свя­зан с три­ум­фом рим­ских войск в Бри­та­нии в 43 г. н. э. Над­пись на арке (кото­рая была обна­ру­же­на в 1641 г. в фун­да­мен­те двор­ца гер­цо­га Бас­са­нел­ло) дей­ст­ви­тель­но отме­ча­ла успех импе­ра­то­ра в Бри­та­нии, пере­чис­ляя его титу­лы на 51 г. н. э.: «Сенат и народ Рима Тибе­рию Клав­дию Цеза­рю Авгу­сту Гер­ма­ни­ку, сыну Дру­за, pontifex maximus, наде­лен­но­му три­бун­ской вла­стью в один­на­дца­тый раз, кон­су­лу пять раз, импе­ра­то­ру два­дцать два раза»5. Стро­и­тель­ство арки, непо­сред­ст­вен­но свя­зан­ной с акве­ду­ком, по логи­ке, долж­но было начать­ся одно­вре­мен­но с вос­ста­нов­ле­ни­ем акве­ду­ка в 51 г. н. э. и про­дол­жить­ся в сле­дую­щем году. К это­му вре­ме­ни Клав­дий достиг ново­го успе­ха, после­до­вав­ше­го за празд­но­ва­ни­ем его три­ум­фа, назна­чен­но­го сена­том в 43 г. н. э.; в 50 г. н. э. он захва­тил лиде­ра брит­тов Кар­ата­ка.

Точ­ная иден­ти­фи­ка­ция фигур, изо­бра­жен­ных на этом релье­фе, оста­ет­ся пред­ме­том спо­ров. Они обу­ты не в обыч­ные сан­да­лии (caligae), кото­рые носи­ли рядо­вые сол­да­ты, а в обувь, извест­ную как calcei, кото­рую носи­ли лица выс­ше­го зва­ния. Ана­то­ми­че­ские доспе­хи, один из кото­рых укра­шен гор­го­ной, и ремень с двух­слой­ной armiclausa так­же пред­по­ла­га­ют офи­це­ров выс­ше­го ран­га. Два послед­ние деко­ра­тив­ные эле­мен­та, воз­мож­но, ука­зы­ва­ют на чело­ве­ка, зани­маю­ще­го самое высо­кое поло­же­ние в груп­пе. Раз­но­об­ра­зие рисун­ков на их доспе­хах и щитах затруд­ня­ет опре­де­ле­ние того воин­ско­го под­разде­ле­ния, кото­ро­му эти офи­це­ры мог­ли при­над­ле­жать. Серь­ез­ные сомне­ния были так­же выска­за­ны отно­си­тель­но тра­ди­ци­он­но­го объ­яс­не­ния, что это чле­ны пре­то­ри­ан­ской гвар­дии; было выдви­ну­то пред­по­ло­же­ние, что это офи­це­ры неиз­вест­но­го леги­о­на. Г. Кёп­пель (G. Koeppel) при­дер­жи­ва­ет­ся тра­ди­ци­он­ной вер­сии, ука­зы­вая, что орел со сло­жен­ны­ми кры­лья­ми не явля­ет­ся знач­ком рим­ско­го леги­о­на, таким знач­ком явля­ет­ся орел с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми. С дру­гой сто­ро­ны, зна­чок, изо­бра­жен­ный на лувр­ском релье­фе, име­ет­ся и на моне­тах Клав­дия, отме­чаю­щих воз­веде­ние его на трон пре­то­ри­ан­ской гвар­ди­ей после Кали­гу­лы6. Нако­нец, Тацит рас­ска­зы­ва­ет, что когда плен­но­го Кар­ата­ка вели по Риму, он был окру­жен пре­то­ри­ан­ски­ми когор­та­ми в пол­ном воору­же­нии7, хотя обыч­но в сте­нах горо­да они носи­ли граж­дан­скую одеж­ду. Таким обра­зом, оста­ет­ся неяс­ным вопрос о том, кто здесь изо­бра­жен: офи­це­ры неиз­вест­но­го леги­о­на или пред­ста­ви­те­ли пре­то­ри­ан­ской гвар­дии.

Ludovic Laugier

ПРИМЕЧАНИЯ:

1Jacques 1577, Album de dessins d’aprés l’antique exécutés à Rome, pl. 62 на копии, хра­ня­щей­ся в Нацио­наль­ной Биб­лио­те­ке Фран­ции.

2Vacca, Memoria 28, in Fea 1741 p. 228.

3AM 41, IV, fol. 20, Panofsky-Sorgel 1967—68, p. 152, no. 154.

4Venuti and Amaduzzi 1779, I pLI, III, pl. XXXIX.

5Опуб­ли­ко­ва­на Бар­ре­том в 1991 г.: Barret, Musei Capitolini, CIL VI 920a, ILS 216 (1995).

6Koeppel 1990, p. 107.

7Tacitus, Annals 12, 36.

Литература:
Wace 1907, p. 246, n. 1.
Michon 1909, pp. 231—39, fig. 13.
Koeppel 1989, pp. 43, 44, no. 6, fig. 8 and p. 49.
Koeppel 1990, pp. 103—09, pl. 40—43.

Источники:
© 2007 г. Фото, текст: C. Giroire, D. Roger. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, 2007, с. 177, кат. № 115.
© 2009 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф серый мрамор с прожилками преторианцами горельеф барельеф солдат воин преторианец преторианцы аквилифер знаменосец aquila аквила орел значок signum signa militaria пучок молний шлем гребнем гребень плюмаж щит умбон анатомический панцирь доспехи armiclausa ремень туника calcei калкеи инв № ll 398 ma 1079