Группа Гратидии Хриты и М. Гратидия Либана (т. н. Катон и Порция)
Изначально рельеф.
Мрамор.
Последняя четверть I в. до н. э.
Инв. № 592.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 4 Фото: С. И. Сосновский

Группа Гратидии Хриты и М. Гратидия Либана (т. н. Катон и Порция).

Изначально рельеф.
Мрамор.
Последняя четверть I в. до н. э.
Инв. № 592.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 4.

Частная коллекция, Медичи.
Происхождение:
Ранее в саду кар­ди­на­ла Алес­сан­дро Меди­чи (вил­ла Риваль­ди), затем на вил­ле Мат­теи.

Описание:

388. Скульп­тур­ное изо­бра­же­ние рим­ской супру­же­ской четы (Табл. 65).

Высота 0,68 м, шири­на 0,90 м, тол­щи­на 0,28 м. Мел­ко­зер­ни­стый белый мра­мор.

Допол­не­ны: у муж­чи­ны — боль­шая часть дра­пи­ров­ки под пра­вой гру­дью, неболь­шие встав­ки под лев. рукой и в др. местах; у жен­щи­ны — прав. локоть и край прав. уха; у обо­их — почти весь ниж­ний край дра­пи­ров­ки; кро­ме того, пли­та осно­ва­ния спе­ре­ди пол­но­стью, сле­ва напо­ло­ви­ну и спра­ва пол­но­стью. Отби­ты: в раз­лич­ных кус­ках лев. пле­чо муж­чи­ны и одеж­да на его лев. пред­пле­чье. Оббит край лево­го уха муж­чи­ны. В отдель­ных местах пере­ра­бот­ка. Почти везде части тела под­верг­ну­ты позд­ней­шей поли­ров­ке.

Оба пояс­ных порт­ре­та — спра­ва муж­чи­ны, сле­ва жен­щи­ны — испол­не­ны до талии. Фигу­ры слег­ка повер­ну­ты друг к дру­гу, гла­за без­участ­но смот­рят вдаль. Муж­чи­на одет в туни­ку и тогу, кото­рые выпол­не­ны в соот­вет­ст­вии с модой, гос­под­ст­во­вав­шей в нача­ле импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни; он сжи­ма­ет край одеж­ды у левой груди под­ня­той левой рукой, на мизин­це кото­рой надет пер­стень. У него стар­че­ское, мор­щи­ни­стое, без­бо­ро­дое лицо и доволь­но ред­кие воло­сы, заче­сан­ные напе­ред; бро­ви про­ра­бота­ны. Жен­щи­на плот­но уку­та­на в пок­ры­ва­ло, так что вид­на лишь неболь­шая часть туни­ки на груди. Согну­тая пра­вая рука почти совер­шен­но скры­та; над кра­ем одеж­ды вид­на толь­ко кисть, запястье кото­рой охва­ты­ва­ет пра­вая кисть муж­чи­ны. Левая рука жен­щи­ны (на кото­рой вид­ны 2 коль­ца, одно на пере­д­ней фалан­ге ука­за­тель­но­го паль­ца и дру­гое на безы­мян­ном паль­це) лежит на пра­вом пле­че муж­чи­ны (обе руки с коль­ца­ми изо­бра­же­ны как Fig. 63 на таб­ли­цах к пол­но­му собра­нию сочи­не­ний Вин­кель­ма­на, изда­ние Donaueschinger). При­чес­ка жен­щи­ны зна­ко­ма нам по порт­ре­там Анто­нии, супру­ги Дру­за Стар­ше­го, и Агрип­пи­ны, супру­ги Гер­ма­ни­ка (Bernoulli в ук. ниже месте, II I Münztafel XXXIII 10—12; 17—19; ср. S. 219 f. Fig. 41, 42); таким обра­зом, эта деталь ука­зы­ва­ет на созда­ние груп­пы в нача­ле импе­ра­тор­ско­го вре­ме­ни. То, что скуль­п­тор остав­ля­ет следы рез­ца на дра­пи­ров­ке неза­гла­жен­ны­ми, соот­вет­ст­ву­ет еще более ран­не­му сти­лю (вре­ме­на Рес­пуб­ли­ки). На воло­сах и одеж­де сох­ра­ни­лись следы с. 573 преж­ней рас­крас­ки. Сза­ди фигу­ры глад­ко сре­за­ны и воло­сы оста­лись не про­ра­ботан­ны­ми. Из это­го мож­но зак­лю­чить, что обрат­ная сто­ро­на была не вид­на зри­те­лям; без сомне­ния вполне пра­во­мер­но пред­по­ло­же­ние, что груп­па, как и мно­гие похо­жие скульп­ту­ры, когда-то сто­я­ла в одной из тех четы­рех­уголь­ных ниш, какие часто нахо­ди­лись на фаса­дах рим­ских над­гроб­ных памят­ни­ков (ср. Museo Chiaramonti Nr. 6a, 13a и 60E). Груп­па — самый яркий при­мер все­го это­го вида скульп­тур, она — чрез­вы­чай­но харак­тер­ный порт­рет древ­не­рим­ско­го граж­дан­ско­го обще­ства. Дви­же­ния рук выра­жа­ют в клас­си­че­ской мане­ре обыч­ную сте­пень супру­же­ской сим­па­тии, одна­ко выра­же­ние этой сим­па­тии не в состо­я­нии нару­шить парад­ную непо­движ­ность позы обе­их нахо­дя­щих­ся рядом друг с дру­гом фигур и объ­еди­нить их в живую груп­пу. По харак­те­ру супру­ги — из чис­ла трудо­лю­би­вых и огра­ни­чен­ных обы­ва­те­лей; он — изра­ботав­ший­ся, обре­ме­нен­ный забота­ми, энер­гич­ный, креп­кий хозя­ин дома; она — про­стая, скром­ная, доволь­ная домо­хо­зяй­ка; обра­ща­ет на себя вни­ма­ние раз­ни­ца в воз­расте меж­ду ними. Груп­па дав­но вызы­ва­ла все­об­щий инте­рес, — еще тогда, когда сто­я­ла на вил­ле Мат­теи, где ее в 1770 г. Кли­мент XIV при­об­рел для Вати­ка­на. Ее назы­ва­ли «Катон и Пор­ция». Напо­ле­он велел пере­вез­ти ее в Париж, откуда она была сно­ва воз­вра­ще­на в 1816 г. Осо­бен­ное при­стра­стие к ней питал Нибур, из-за чего Шван­та­лер на над­гро­бии супру­же­ской пары Нибу­ров в Бонне изо­бра­зил обо­их супру­гов по вати­кан­ско­му образ­цу.

Venuti-Amaduzzi Monumenta Matthaeiana II Taf. XXXIV 1; Massi Indicazione antiquaria (1792) S. 78 Nr. LXIII; Visconti Museo Pio-Clementino I S. 237 Anm.; VII Taf. XXV; ders. Opere varie IV S. 348 Nr. 125; Piroli-Petit Radel Musée Napoléon IV Taf. XXXVIII; Meyer bei Winckelmann Donaueschinger Ausgabe d. sämtl. Werke IV S. 395 Anm. 1; Pistolesi V Taf. XLVII; Fea Nuova descrizione S. 106; Gerhard-Platner S.187 Nr. 42; Braun Ruinen und Museen Roms S. 358 Nr. 103; Duruy Histoire des Romains III S. 413; Bernoulli Röm. Ikonographie I S. 186; Brunn-Bruckmann Denkmäler griech. u. röm. Skulptur Nr. 267; Arndt-Bruckmann Griech. und röm. Porträts Nr. 210; Helbig Nr. 240; Reber-Bayersdorfer Klass. Skulpturenschatz Taf. 13.
S.574 Photographie Alinari 6602 (2); Anderson 1333 (2); 2218; Compagnia rotografìca 882.

W. Amelung

Над­гроб­ный горе­льеф Мар­ка Гра­ти­дия Либа­на и Гра­ти­дии Хри­ты (т. н. Катон и Пор­ция) (fig. 12).

Как сле­ду­ет из ману­скрип­та (Cod. Barb. 30, 89, f. 542), ок. 1580 г. про­из­веде­ние нахо­ди­лось в саду кар­ди­на­ла Алес­сан­дро Меди­чи (меж­ду Сан­та-Мария-Нова и Коли­зе­ем), и что тогда же име­лась погре­баль­ная над­пись (вско­ре уда­лен­ная с осно­ва­ния релье­фа с помо­щью зуби­ла) в честь Гра­ти­дии Хри­ты, воль­ноот­пу­щен­ни­цы Мар­ка, и Мар­ка Гра­ти­дия Либа­на. Скульп­ту­ра, про­зван­ная «Катон и Пор­ция» ста­ла потом частью кол­лек­ции Мат­теи и вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми про­из­веде­ни­я­ми в 1770 г. была про­да­на Вати­кан­ским музе­ям гер­цо­гом Джу­зеп­пе Мат­теи; в 1771 г. она была рекон­струи­ро­ва­на Сибил­лой, а в пери­од меж­ду 1798 и 1815 гг. нахо­ди­лась в Пари­же по при­ка­зу Напо­лео­на (на обо­рот­ной сто­роне про­из­веде­ния до сих пор сох­ра­ни­лись неко­то­рые над­пи­си на фран­цуз­ском язы­ке). Муж, оде­тый в тогу, кажет­ся более взрос­лым, чем жена, и, по-види­мо­му, явля­ет­ся сыном воль­ноот­пу­щен­ни­ка, веро­ят­но, выкуп­лен­но­го гре­че­ско­го раба; жен­щи­на, моло­дость кото­рой частич­но может являть­ся след­ст­ви­ем иде­а­ли­за­ции порт­ре­та, цело­муд­рен­но обер­ну­та в свою одеж­ду. Пара — со слег­ка повер­ну­ты­ми друг к дру­гу голо­ва­ми — изо­бра­же­на с жестом сою­за, сход­ным с супру­же­ским dextrarum iunctio; левая рука жен­щи­ны любов­но поло­же­на на пле­чо мужа. Рельеф, по сти­лю порт­ре­тов и при­че­сок дати­ру­е­мый пери­о­дом меж­ду 10 г. до н. э. и 10 г. н. э., пред­по­ло­жи­тель­но нахо­дил­ся на фаса­де гроб­ни­цы.

Inv. 592; CIL VI 35397; A II p. 572 n° 388 tav. 65; Felletti Maj 1953 p. 42; H 199; B. Andreae, Römische Kunst, Freiburg 1973, p. 482 fig. 230; P. Zanker, in JdI, 90, 1975, pp. 285—287, 314 fig. 17; D.E.E. Kleiner, Roman Group Portraiture, New York-London 1975, n° 34; H.G. Frenz, Untersuchungen zu den frühen römischen Grabreliefs, Frankfurt am Rhein 1977, p. 181 n° K2; Calza 1978 p. 85; V. Picciotti Giornetti, in MNR, I/3, p. 27; V. Farinella, Musei Vaticani. Arte classica. Città del Vaticano 1985, p. 31 n° 13; E. Simon, Augustus, 1986, p. 168 fig. 227; F. Volpi, in AnnPerugia, 24, n.s. 10, 1986/87, pp. 270—271 n° I I tav. 36; Pietrangeli 1989 p. 106 n° 4; G. Daltrop, in Trésors, n° 132; Goette p. 65 nota 316 b, p. 105 n° 2, p. 115 n° Ba 23; P. Liverani, in RendPont Acc, LXIII, 1990—91, pp. 171, 191; E. Schröter, in Pantheon, LI, 1993, p. 120 note 29—30, p. 125 n° 27; V. Kockel, Porträtreliefs stadtrömischer Grabbauten, Mainz am Rhein 1993, pp. 188—190 tavv. 103b,d, 104a-b, 105a; Grassinger 1994 p. 91 nota 17.

G. Spinola

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1908 г. Текст описания (1): W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1908. Т. II, с. 572—574.
© 2009 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского под ред. Г. Ранге.
© 1999 г. Текст описания (2): G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 4. Il Museo Pio Clementino, 2. Città del Vaticano, Roma, 1999, с. 70, кат. № SdB 4.
© 2009 г. Перевод с итал. С. И. Сосновского.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф римлянин марк порций катон утический marcus porcius cato uticensis minor надгробие памятник портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина женский женщины женщина рельефы рельефный мрамор женская одежда туника tunica коллекция медичи кольцо anellus annellus муж супруг мужа супруга vir жена жены супруги uxor uxorem супругов супружеская пара чета супружеской пары четы супружеский тога в тоге toga перстень anulus соединение рук рукопожатие dextrarum iunctio inter coniuges junctio dexiosis dexioomai жест жесты вилла маттеи ривальди гаспаре сибилла gaspare sibilla группа гратидии хриты и марка гратидия либана катон порция марк гратидий либан гратидия хрита харита sdb 4 инв № 592