Мрамор.
Последняя четверть I в. до н. э.Инв. № 592.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 4 Фото: С. И. Сосновский
Группа Гратидии Хриты и М. Гратидия Либана (т. н. Катон и Порция).
Мрамор.
Последняя четверть I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 4.
388. Скульптурное изображение римской супружеской четы (Табл. 65).
Высота 0,68 м, ширина 0,90 м, толщина 0,28 м. Мелкозернистый белый мрамор.
Дополнены: у мужчины — большая часть драпировки под правой грудью, небольшие вставки под лев. рукой и в др. местах; у женщины — прав. локоть и край прав. уха; у обоих — почти весь нижний край драпировки; кроме того, плита основания спереди полностью, слева наполовину и справа полностью. Отбиты: в различных кусках лев. плечо мужчины и одежда на его лев. предплечье. Оббит край левого уха мужчины. В отдельных местах переработка. Почти везде части тела подвергнуты позднейшей полировке.
Оба поясных портрета — справа мужчины, слева женщины — исполнены до талии. Фигуры слегка повернуты друг к другу, глаза безучастно смотрят вдаль. Мужчина одет в тунику и тогу, которые выполнены в соответствии с модой, господствовавшей в начале императорского времени; он сжимает край одежды у левой груди поднятой левой рукой, на мизинце которой надет перстень. У него старческое, морщинистое, безбородое лицо и довольно редкие волосы, зачесанные наперед; брови проработаны. Женщина плотно укутана в покрывало, так что видна лишь небольшая часть туники на груди. Согнутая правая рука почти совершенно скрыта; над краем одежды видна только кисть, запястье которой охватывает правая кисть мужчины. Левая рука женщины (на которой видны 2 кольца, одно на передней фаланге указательного пальца и другое на безымянном пальце) лежит на правом плече мужчины (обе руки с кольцами изображены как Fig. 63 на таблицах к полному собранию сочинений Винкельмана, издание Donaueschinger). Прическа женщины знакома нам по портретам Антонии, супруги Друза Старшего, и Агриппины, супруги Германика (Bernoulli в ук. ниже месте, II I Münztafel XXXIII 10—
Venuti-Amaduzzi Monumenta Matthaeiana II Taf. XXXIV 1; Massi Indicazione antiquaria (1792) S. 78 Nr. LXIII; Visconti Museo Pio-Clementino I S. 237 Anm.; VII Taf. XXV; ders. Opere varie IV S. 348 Nr. 125; Piroli-Petit Radel Musée Napoléon IV Taf. XXXVIII; Meyer bei Winckelmann Donaueschinger Ausgabe d. sämtl. Werke IV S. 395 Anm. 1; Pistolesi V Taf. XLVII; Fea Nuova descrizione S. 106; Gerhard-Platner S.187 Nr. 42; Braun Ruinen und Museen Roms S. 358 Nr. 103; Duruy Histoire des Romains III S. 413; Bernoulli Röm. Ikonographie I S. 186; Brunn-Bruckmann Denkmäler griech. u. röm. Skulptur Nr. 267; Arndt-Bruckmann Griech. und röm. Porträts Nr. 210; Helbig Nr. 240; Reber-Bayersdorfer Klass. Skulpturenschatz Taf. 13.
S.574 Photographie Alinari 6602 (2); Anderson 1333 (2); 2218; Compagnia rotografìca 882.
Надгробный горельеф Марка Гратидия Либана и Гратидии Хриты (т. н. Катон и Порция) (fig. 12).
Как следует из манускрипта (Cod. Barb. 30, 89, f. 542), ок. 1580 г. произведение находилось в саду кардинала Алессандро Медичи (между Санта-Мария-Нова и Колизеем), и что тогда же имелась погребальная надпись (вскоре удаленная с основания рельефа с помощью зубила) в честь Гратидии Хриты, вольноотпущенницы Марка, и Марка Гратидия Либана. Скульптура, прозванная «Катон и Порция» стала потом частью коллекции Маттеи и вместе со многими другими произведениями в 1770 г. была продана Ватиканским музеям герцогом Джузеппе Маттеи; в 1771 г. она была реконструирована Сибиллой, а в период между 1798 и 1815 гг. находилась в Париже по приказу Наполеона (на оборотной стороне произведения до сих пор сохранились некоторые надписи на французском языке). Муж, одетый в тогу, кажется более взрослым, чем жена, и, по-видимому, является сыном вольноотпущенника, вероятно, выкупленного греческого раба; женщина, молодость которой частично может являться следствием идеализации портрета, целомудренно обернута в свою одежду. Пара — со слегка повернутыми друг к другу головами — изображена с жестом союза, сходным с супружеским dextrarum iunctio; левая рука женщины любовно положена на плечо мужа. Рельеф, по стилю портретов и причесок датируемый периодом между 10 г. до н. э. и 10 г. н. э., предположительно находился на фасаде гробницы.
Inv. 592; CIL VI 35397; A II p. 572 n° 388 tav. 65; Felletti Maj 1953 p. 42; H 199; B. Andreae, Römische Kunst, Freiburg 1973, p. 482 fig. 230; P. Zanker, in JdI, 90, 1975, pp. 285—
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1908 г. Текст описания (1): W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1908. Т. II, с. 572—574.
© 2009 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского под ред. Г. Ранге.
© 1999 г. Текст описания (2): G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 4. Il Museo Pio Clementino, 2. Città del Vaticano, Roma, 1999, с. 70, кат. № SdB 4.
© 2009 г. Перевод с итал. С. И. Сосновского.