Высота 43 см.Инв. № 743.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский
Антония Младшая.
Высота 43 см.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
Антония Младшая. Мраморный бюст. Инв. № 743. Приобретен в 1893 г. на публичных торгах в Лондоне. Прежде принадлежал Селиму д’Эренгофу, посланнику Швеции и Норвегии
Высота 43 см. Белый мрамор с ржаво-бурой патиной. Большая часть носа отбита. Края ушей и драпировка повреждены. В 1949 г. были удалены некоторые современные реставрации.
Этот портрет уже давно был назван Антонией Младшей из-за несомненного сходства с монетными изображениями младшей дочери Октавии, сестры Августа, от брака с Марком Антонием. Она родилась в 36 г. до н. э., вышла замуж за Друза, младшего брата Тиберия, и умерла после очень долгого вдовства в правление своего внука Калигулы. Всю жизнь она пользовалась величайшим уважением, и память о ней приобрела особое значение, когда ее младший сын Клавдий стал императором, уже после ее смерти.
Бюст из Тралл изображает эту важную даму в молодости; она уже послужила моделью для портрета из Виченцы, найденного вместе с портретом Августа (Frederik Poulsen, Porträtstudien in norditalienischen Provinzmuseen с. 79 № 3. Röm. Mitt. 45, 1930, с. 211. Einzelaufnahmen, текст к прим. 3782/83). На самом распространенном портрете Антонии простая прическа украшена элегантной челкой из мелких локонов на лбу. Известно с десяток реплик этого типа, впрочем, довольно родственного:
1) Берлин, с Самоса: Blümel R 23. Acta Arch. 17, 1946, с. 25 № 1. Harrison, Agora I, илл. 44a. Felletti Maj, Ritratti с. 55. Найден вместе с другими портретами императорской семьи.
2) Фирма, торгующая предметами искусства (?) Acta Arch. 17, 1946, с. 26 № 2.
3) Мальта. Journ. Rom. Stud. V, 1915, с. 41 рис. 10. Acta Arch. 17, 1946, с. 26 № 3. Harrison с. 24. Felletti Maj с. 54. Найден вместе с портретом Клавдия.
4) Большая Лепта. Africa Italiana VIII, 1940, с. 88, рис. 65—
5) Афины, Агора. Harrison с. 24 № 12, илл. 8.
6) Рим, Музей Терм. Felletti Maj № 85.
7) Шершель. Неопубликованная статуя, упомянутая у Felletti Maj, с. 54 и Charbonneaux, Gnomon 29, 1957, с. 455.
8) Сполето. Голова в частной коллекции, упомянутая у Felletti Maj, с. 54.
9) Рим, Ватикан. Lippold, Vat. Kat. III, 2, с. 4 № 5, илл. 4.
10) Фьезоле. Galli, Fiesole с. 131 № 346, рис. 121b.
11) Палермо, Национальный музей. Голова, в 1954 г. поставленная в пару с портретом Германика.
12) Сиракузы, из Центурип. Siculorum Gymnasium N. S. VI, 2, 1953, с. 6 рис. 9 (Gentili).
13) Прежде в коллекциях Арунделя, Мальборо, Кука. Камея из сардоникса. Smith-Hutton, Cat. Wyndham Cook Coll. II № 297, илл. 13. Бронзовый экземпляр эпохи Возрождения в Берлине: Bange, Ital. Br. II (1922) № 117, илл. 25.
Кат. 607. Billedtavler XXXXIX. Hekler, Bildniskunst 203 a. West, Röm. Porträt-Plastik I с. 143, илл. 36, 151. Acta Arch. 17, 1946, с. 30. Bull. Beschav. 31, 1956, с. 20, рис. 32. Röm. Mitt. 64, 1957, с. 4. Riv. Arch, e Storia dell’Arte NS 8, 1959, с. 160, № 18.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1973 г. Описание: V. Poulsen. Les portraits romains. Vol. I. République et dynastie Julienne.
Copenhague, Ny Carlsberg Glyptotek, 1973, pp. 77—71, cat. no. 42.
© 2011 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.