Антония Младшая. (Варианты: Юлия Ливилла, сестра Калигулы, или Ливия Юлия [Ливилла], дочь Антонии Младшей).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
202. БЮСТ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ: АНТОНИЯ МЛАДШАЯ? (инв. № 620).
Лунский мрамор, выс. 32 см.
Правая часть носа и мочки ушей отбиты; на волосах пятна ржавчины.
Из Палатинского музея, который приобрел бюст из коллекции Кампана в 1872 г.
Голова, слегка повернутая вправо, должна была принадлежать бюсту, поскольку шея, с небольшой частью груди, вырезана для вставки. Лицо, с выразительными чертами, очень пластично; модулированное освещение поверхности создает мягкие светотени, которые передают нежность с. 339 тела. Глаза, утопленные под надбровными дугами, не имеют ярко выраженных век; переносица широкая и является продолжением линии лба; лоб низкий и частично покрыт челкой из приплющенных завитков; губы резко очерчены, подбородок выступает и закруглен. Волнистые волосы, уложенные просто, с пробором по центру, мягко спускаются по бокам, оставляя открытыми уши, и, заплетенные сзади в косу, собираются в узел, который спускается с затылка. Мы находим прообразы прически этого типа в терракоте конца республиканского периода, например, на голове из Берлина (Fournée-van Zwet, Hairdress, илл. 23), датируемой Вестом (West, I, с. 104) и Бьянки Бандинелли (R. Bianchi Bandinelli, Storicità dell’arte classica2, Firenze 1950, с. 118) приблизительно последней четвертью I в. до н. э., тогда как Фурни (Fournée, ук. соч., с. 17), из-за характерной короткой косы, склоняется больше к концу правления Августа — началу правления Тиберия. Бьянки Бандинелли считал эту прическу предшественницей «стиля Антонии» и сравнивал ее с аналогичной прической у другой мраморной головы из Берлина (R. Bianchi Bandinelli, ук. соч., табл. XLIV, № 82), которая близка к палатинскому портрету стилистически и датируется Фурни (Fournée-van Zwet, ук. соч., с. 18) последними годами правления Тиберия.
Джирардини, основываясь прежде всего на прическе, каталогизировал палатинскую голову как Антонию Младшую, дочь М. Антония и Октавии, сестры Августа, родившуюся в 36 г. до н. э. и ставшую после смерти Ливии (29 г. н. э.) самой влиятельной женщиной в империи, почитаемой и Тиберием, и внуком Калигулой, который сделал ее Августой, и сыном Клавдием, который посмертно чеканил монеты с ее портретом (BMC, Emp., I, табл. 35, № 8/9, табл. 36, № 9).
Прическа, простая, с челкой из завитков, доходящих до висков, видна на монете из Александрии, выпущенной на втором году правления Клавдия (42 г. н. э.) и изображающей молодую Антонию (Bernoulli, Röm. Ikon., II, табл. XXXIII, 12).
Именем Антонии Младшей было атрибутировано большое количество портретов. Бернулли с полной уверенностью идентифицирует ее голову из коллекции Кампана в Лувре: он находит там тот же профиль, но без укрупненной переносицы, и ту же самую прическу с монетных изображений (Bernoulli, ук. соч., табл. XIV, с. 221, табл. XXX, №№ 9—
Идентификация палатинской головы как Антонии Младшей была отвергнута Гансом Юккером и, недавно, Карин Полашек, которая в своем анализе иконографии Антонии Младшей считает, что тип Лепты и Мальты, к которому она относит и палатинский портрет, выказывает общие черты семьи Юлиев-Клавдиев и не может определяться в качестве портрета Антонии Младшей, из-за разницы с типом Уилтон-хаус — как физиономической, так и в прическе, и она относит этот тип к Ливилле (K. Polaschek, в Studia Archaeologica, 15, 1973, с. 38 слл.).
Библиография: Felletti Maj, Ritratti, № 85 (ср. предыд. библиогр.); EAA, I, s. v. Antonia Minore: B. M. Felletti Maj; Jucker, Blätterkelch, с. 65, прим. 9; V. Poulsen, Romains, I, с. 19; K. Polaschek, в Studia Archaeologica, 15, 1973, с. 42.
Негатив: GFN 12142 M.
СОКРАЩЕНИЯ:
Bernoulli, Röm. Ikon. = J. J. Bernoulli, Römische Ikonographie, 1—
BMC, Emp. = H. Mattingly, Coins of the Roman Empire in the British Museum, 1—
EAA = Enciclopedia dell’Arte Antica, Classica ed Orientale, I—
Felletti Maj, Ritratti = B. M. Felletti Maj, Museo Nazionale Romano — I Ritratti, Roma 1953.
Fournée-van Zwet, Hairdress = L. Fournée van Zwet, «Fashion in Women’s Hairdress in the First Century of the Roman Empire», в BABesch 31, 1956, с. 1 слл.
GFN = Gabinetto Fotografico Nazionale.
Jucker, Blätterkelch =H. Jucker, Das Bildnis im Blätterkelch. Geschichte und Bedeutung einer römischen Porträtform, Olten-Lausanne-Freiburg 1962.
Kaschnitz = G. v. Kaschnitz, Le sculture del Magazzino del Museo Vaticano, Città del Vaticano 1936—
V. Poulsen, Romains = V. Poulsen, Les Portraits Romains II —
West = R. West, Römische Porträtplastik, I—
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1979 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Le Sculture. I, 1. De Luca Editore, Roma, 1979, с. 338—340.
© 2011 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.