Саркофаг из Черветери (Цере)
Терракота.Конец VI в. до н. э.
Длина 2,2 м.Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия
Саркофаг из Черветери (Цере).
Терракота.
Конец VI в. до н. э.
Длина 2,2 м.
Конец VI в. до н. э.
Длина 2,2 м.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
Происхождение:
Из Черветери (Цере).
Описание:
В конце VI века до н. э. был создан сложный по пластическому декору терракотовый саркофаг из Черветери, с изображением на крышке супружеской четы. Муж и жена полулежат на мягкой подстилке, опираясь локтями на подушки. Мужчина ласково положил правую руку на плечи женщины, прижавшейся плечом [с.140] к его груди (ил. 82). Мастеру удалось передать настроение покоя и умиротворенности, чувство глубокого внутреннего согласия этих людей.
Саркофаг исполнялся, несомненно, по частям, в различных, потом соединявшихся формах. Нетрудно заметить и разделение ложа и фигур пополам. В тыльной части голов, в уголках подушек остались крупные и мелкие отверстия для выхода паров во время обжига полых внутри глиняных фигур и деталей.
Скульптор лаконичен в декоре. Ложе с небольшим возвышением в головах оживлено пилястром с капителью, напоминающей эолийскую, а фигурные ножки — узорными пластинами, ранее раскрашенными. Лишена [с.142] украшений и ткань, закрывающая ноги женщины. Лишь ощущаются ее гибкие под руками умершей складки, податливая мягкость подушек, трепетная, будто взволнованная изнутри поверхность наброшенного на ноги покрывала, дробность мелких складок виднеющегося из-под него хитона. Фигура мужчины воспринимается более монументальной. Спокойные широкие плоскости в его изваянии оттеняют нарядность пластических форм женщины, ее прически с ниспадающими на плечи косичками.
Обобщенно трактованные крупные черты, миндалевидные глаза, приподнятые в улыбке уголки губ и, главное, просветленность ликов с их не вполне этрусскими, по-гречески далекими от конкретности чувствами и настроениями, вызывают в памяти произведения малоазийской архаической скульптуры (ил. 83). Сделан ли саркофаг этрусским мастером, находившимся под сильным влиянием греческих образов, или эллином, приехавшим в Черветери, с уверенностью сказать трудно. Бесспорно лишь то, что искусство малоазийской архаики оказало большое влияние на стиль этого памятника.
Саркофаг исполнялся, несомненно, по частям, в различных, потом соединявшихся формах. Нетрудно заметить и разделение ложа и фигур пополам. В тыльной части голов, в уголках подушек остались крупные и мелкие отверстия для выхода паров во время обжига полых внутри глиняных фигур и деталей.
Скульптор лаконичен в декоре. Ложе с небольшим возвышением в головах оживлено пилястром с капителью, напоминающей эолийскую, а фигурные ножки — узорными пластинами, ранее раскрашенными. Лишена [с.142] украшений и ткань, закрывающая ноги женщины. Лишь ощущаются ее гибкие под руками умершей складки, податливая мягкость подушек, трепетная, будто взволнованная изнутри поверхность наброшенного на ноги покрывала, дробность мелких складок виднеющегося из-под него хитона. Фигура мужчины воспринимается более монументальной. Спокойные широкие плоскости в его изваянии оттеняют нарядность пластических форм женщины, ее прически с ниспадающими на плечи косичками.
Обобщенно трактованные крупные черты, миндалевидные глаза, приподнятые в улыбке уголки губ и, главное, просветленность ликов с их не вполне этрусскими, по-гречески далекими от конкретности чувствами и настроениями, вызывают в памяти произведения малоазийской архаической скульптуры (ил. 83). Сделан ли саркофаг этрусским мастером, находившимся под сильным влиянием греческих образов, или эллином, приехавшим в Черветери, с уверенностью сказать трудно. Бесспорно лишь то, что искусство малоазийской архаики оказало большое влияние на стиль этого памятника.
Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 138—142, ил. 82.