Фигуры на крышке саркофага из Черветери (Цере).
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
Саркофаг исполнялся, несомненно, по частям, в различных, потом соединявшихся формах. Нетрудно заметить и разделение ложа и фигур пополам. В тыльной части голов, в уголках подушек остались крупные и мелкие отверстия для выхода паров во время обжига полых внутри глиняных фигур и деталей.
Скульптор лаконичен в декоре. Ложе с небольшим возвышением в головах оживлено пилястром с капителью, напоминающей эолийскую, а фигурные ножки — узорными пластинами, ранее раскрашенными. Лишена [с.142] украшений и ткань, закрывающая ноги женщины. Лишь ощущаются ее гибкие под руками умершей складки, податливая мягкость подушек, трепетная, будто взволнованная изнутри поверхность наброшенного на ноги покрывала, дробность мелких складок виднеющегося из-под него хитона. Фигура мужчины воспринимается более монументальной. Спокойные широкие плоскости в его изваянии оттеняют нарядность пластических форм женщины, ее прически с ниспадающими на плечи косичками.
Обобщенно трактованные крупные черты, миндалевидные глаза, приподнятые в улыбке уголки губ и, главное, просветленность ликов с их не вполне этрусскими, по-гречески далекими от конкретности чувствами и настроениями, вызывают в памяти произведения малоазийской архаической скульптуры (ил. 83). Сделан ли саркофаг этрусским мастером, находившимся под сильным влиянием греческих образов, или эллином, приехавшим в Черветери, с уверенностью сказать трудно. Бесспорно лишь то, что искусство малоазийской архаики оказало большое влияние на стиль этого памятника.