Время Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Высота 29 см.Турин, Музей древностей
Голова мужчины из рода Юлиев-Клавдиев.
Время Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Высота 29 см.
Турин, Музей древностей.
Бронзовая голова принца из династии Юлиев-Клавдиев.
Эпоха Августа — Турин — Банковский институт Св. Павла.
Портрет найден в 1901 г. в районе между улицами via Barbaroux, via Monte di Pietà, via Boterò и via San Francesco d’Assisi, во время строительства здания Банковского института Св. Павла.
Это произошло 23 апреля при раскопках римского строения, облицованного крупными булыжниками, и первоначально то, что в первый момент было принято «за старую кастрюлю», было идентифицировано как портрет Августа. После первого изучения бронзовой головы ее принадлежность первому римскому императору была исключена и отнесена к Калигуле или, более расплывчато, к одному из членов рода Юлиев. В действительности, есть самое непосредственное сходство этого юного лица с характерными для Юлиев-Клавдиев чертами — с орлиным носом и тонким ртом, — с имеющимися на портрете, также в бронзе, найденном в русле Тибра, около Понте-Систо, и с мраморной головой, хранящейся в Провиденсе (Род-Айлендская школа дизайна). Первый всегда считался портретом молодого Тиберия, пока Курциус, базируясь на ряде стеклянных портретов, не признал в нем Друза старшего. Второй, напротив, в самом недавнем изучении Поулсена, идентифицирован, все же с некоторыми сомнениями, как Друз младший, красивая внешность образ которого, согласно датскому археологу, передалась молодому принцу от матери Випсании.
Таким образом, по части идентификации трудно сделать окончательный вывод о прекрасной голове Института Св. Павла.
Остается такое произведение искусства превосходной работы, сделанное в полированной бронзе, как голова Агриппы (хранившаяся одно время в Сузе и сегодня, к сожалению, оказавшаяся в нью-йоркском Метрополитен-музее), с очевидными следами первоначальной позолоты, и которая, — в отличие от портрета из Музея Терм, в котором нужно признать характерную для времен Тиберия классицистическую работу, — представляет, напротив, все признаки оригинала того же юлиево-клавдиевского периода.
© 2010 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.