Голова мужчины из рода Юлиев-Клавдиев
Бронза.
Время Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Высота 29 см.
Турин, Музей древностей

Голова мужчины из рода Юлиев-Клавдиев.

Бронза.
Время Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Высота 29 см.

Турин, Музей древностей.

Происхождение:
Най­де­на в 1901 г. в Турине, на Via Monte di Pietà.

Описание:
Таб­ли­ца XI.

Брон­зо­вая голо­ва прин­ца из дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев.

Эпо­ха Авгу­ста — Турин — Бан­ков­ский инсти­тут Св. Пав­ла.

Порт­рет най­ден в 1901 г. в рай­оне меж­ду ули­ца­ми via Barbaroux, via Monte di Pietà, via Boterò и via San Francesco d’Assisi, во вре­мя стро­и­тель­ства зда­ния Бан­ков­ско­го инсти­ту­та Св. Пав­ла.

Это про­изо­шло 23 апре­ля при рас­коп­ках рим­ско­го стро­е­ния, обли­цо­ван­но­го круп­ны­ми булыж­ни­ка­ми, и пер­во­на­чаль­но то, что в пер­вый момент было при­ня­то «за ста­рую каст­рю­лю», было иден­ти­фи­ци­ро­ва­но как порт­рет Авгу­ста. После пер­во­го изу­че­ния брон­зо­вой голо­вы ее при­над­леж­ность пер­во­му рим­ско­му импе­ра­то­ру была иск­лю­че­на и отне­се­на к Кали­гу­ле или, более рас­плыв­ча­то, к одно­му из чле­нов рода Юли­ев. В дей­ст­ви­тель­но­сти, есть самое непо­сред­ст­вен­ное сход­ство это­го юно­го лица с харак­тер­ны­ми для Юли­ев-Клав­ди­ев чер­та­ми — с орли­ным носом и тон­ким ртом, — с име­ю­щи­ми­ся на порт­ре­те, так­же в брон­зе, най­ден­ном в рус­ле Тиб­ра, око­ло Пон­те-Систо, и с мра­мор­ной голо­вой, хра­ня­щей­ся в Про­виден­се (Род-Айленд­ская шко­ла дизай­на). Пер­вый все­гда счи­тал­ся порт­ре­том моло­до­го Тибе­рия, пока Кур­ци­ус, бази­ру­ясь на ряде стек­лян­ных порт­ре­тов, не при­знал в нем Дру­за стар­ше­го. Вто­рой, напро­тив, в самом недав­нем изу­че­нии Поул­се­на, иден­ти­фи­ци­ро­ван, все же с неко­то­ры­ми сомне­ни­я­ми, как Друз млад­ший, кра­си­вая внеш­ность образ кото­ро­го, соглас­но дат­ско­му архео­ло­гу, пере­да­лась моло­до­му прин­цу от мате­ри Вип­са­нии.

Таким обра­зом, по части иден­ти­фи­ка­ции труд­но сде­лать окон­ча­тель­ный вывод о пре­крас­ной голо­ве Инсти­ту­та Св. Пав­ла.

Оста­ет­ся такое про­из­веде­ние искус­ства пре­вос­ход­ной работы, сде­лан­ное в поли­ро­ван­ной брон­зе, как голо­ва Агрип­пы (хра­нив­ша­я­ся одно вре­мя в Сузе и сего­дня, к сожа­ле­нию, ока­зав­ша­я­ся в нью-йорк­ском Мет­ро­по­ли­тен-музее), с оче­вид­ны­ми следа­ми пер­во­на­чаль­ной позо­лоты, и кото­рая, — в отли­чие от порт­ре­та из Музея Терм, в кото­ром нуж­но при­знать харак­тер­ную для вре­мен Тибе­рия клас­си­ци­сти­че­скую работу, — пред­став­ля­ет, напро­тив, все при­зна­ки ори­ги­на­ла того же юли­е­во-клав­ди­ев­ско­го пери­о­да.


Источники:
© 1968 г. Фото, текст: C. Carducci. Arte romana in Piemonte. Torino, 1968, tav. XI.
© 2010 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii нерон клавдий друз германик старший g137 re139 nero claudius drusus germanicus maior скульптура скульптурный sculptura римская римские бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые голова