Август
Мрамор.2-я половина I в. до н. э.
Высота 41 см.Инв. № 200.Венеция, Национальный археологический музей
Август.
Мрамор.
2-я половина I в. до н. э.
Высота 41 см.
2-я половина I в. до н. э.
Высота 41 см.
Инв. № 200.
Венеция, Национальный археологический музей.
Происхождение:
Из коллекции Джованни Гримани.
Описание:
Голова принадлежала статуе-тогатус, изображавшей Октавиана Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) с покрытой головой, вероятно, во время совершения какого-то священного ритуала. Светоний в «Жизнеописаниях цезарей» дает подробное описание его облика: приятной внешности, хотя и небольшого роста, с рыжеватыми волосами и орлиным носом, проницательным взглядом. Портрет поврежден многочисленными сколами и царапинами, в то время как нос практически отсутствует. Между прядями волос надо лбом есть несколько отверстий, сделанных еще в древности для крепления лучевой короны из металла, символизирующей произошедшее обожествление императора. На щеках присутствует легкая борода, выполненная легкими ударами зубила, — знак траура по поводу разгрома Вара (9 г. н. э.), согласно одним ученым, или преждевременной смерти Октавии и Друза (10—9 гг. до н. э.) согласно другим. Вообще портреты Августа с покрытой головой устанавливались в связи с принятием им в 12 г. до н. э. должности великого понтифика. Однако же ничто не мешает считать, что он изображен ранее этой даты, в качестве жертвоприносителя. Некоторые ученые считают венецианскую голову портретом Августа в зрелом возрасте, современной постройке Алтаря Мира (13—9 гг. до н. э.), другие, наоборот, принимая во внимание пафос и сильные светотени, предполагают, что речь идет о произведении, относящемся к первому периоду политической карьеры Октавиана. Портрет отдает греческими формами, но классицистическое вдохновение соединяется здесь с внимательным отношением к внешности.
Лука Тролезе
Источники:
© 2004 г. Фото, текст: Favaretto I., De Paoli M., Dossi M. C. Museo Archeologico Nazionale di Venezia. Electa, Milano, 2004, p. 108, cat. IV. 9.