Мужская голова, т. н. Сулла
Мрамор. Середина I в. до н. э.Высота 37 см.Инв. № 175.Венеция, Национальный археологический музей
Мужская голова, т. н. Сулла.
Мрамор. Середина I в. до н. э.
Высота 37 см.
Высота 37 см.
Инв. № 175.
Венеция, Национальный археологический музей.
Происхождение:
Из коллекции Джованни Гримани.
Описание:
Отвергнутая критикой идентификация с диктатором Суллой, личность персонажа, изображенного на этом портрете, остается все еще неопределенной. Речь идет о человеке пожилого возраста, черты лица которого переданы с большим реализмом. Волосы выполнены в виде коротких и густых прядей, зачесанных наперед, лицо изборождено многочисленными морщинами, слегка впалые глаза, выступающие скулы и плотно сжатые губы. Портрет производит угрюмое впечатление, так что немецкий ученый Швейцер (Schweitzer) назвал его «венецианским меланхоликом». Реалистичный характер этого лица является типичным для позднереспубликанских портретов, созданных в период от Суллы (99—80 гг. до н. э.) до второго триумвирата (43—42 гг. до н. э.). Это чисто родовое явление, целью которого было сохранить традиции и патрицианские добродетели во времена социальной нестабильности, последовавшей после реформ Гракхов (133—121 гг. до н. э.) и гражданской войны (91—88 гг.). Плиний в «Естественной истории» и Полибий во «Всеобщей истории» рассказывают про традицию (ius imaginum), существовавшую первое время только в патрицианских семьях, выставлять в доме imagines предков и умерших родственников, прославивших семью. Благодаря сравнениям с головами виллы Дориа-Памфили и Палаццо Спада в Риме, неизвестный из Археологического музея Венеции приписывается работе столичной мастерской; такое происхождение позволяет поэтому предположить присутствие этого портрета уже в коллекции Доменико Гримани.
Лука Тролезе
Источники:
© 2004 г. Фото, текст: Favaretto I., De Paoli M., Dossi M. C. Museo Archeologico Nazionale di Venezia. Electa, Milano, 2004, p. 106, cat. IV. 7.