Голова Ареса
Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.Инв. № А 105.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Голова Ареса.

Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.
Инв. № А 105.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
42. ГОЛОВА АРЕСА
Инв. № А 105. Высота антич­ной части 0,57. Мра­мор.
Посту­пи­ла в 1850 г. из Цар­ско­го Села.
Покуп­ка И. И. Шува­ло­ва в Риме в 1771 г.

Сохран­ность: новые бюст, встав­ки на носу, ниж­ней губе, части греб­ня шле­ма, пра­вая зад­няя нога сфинк­са и часть его мор­ды. Обби­ты уши. Поверх­ность силь­но пере­ра­бота­на и почи­ще­на.

Голо­ва Аре­са в лег­ком пово­ро­те впра­во1. Лицо с пол­ны­ми щека­ми и круп­ны­ми чер­та­ми. Боль­шие гла­за заглуб­ле­ны, верх­ние веки слег­ка утол­щен­ные. На выпук­лых глаз­ных ябло­ках про­щу­пы­ва­ют­ся впа­дин­ки от пла­сти­че­ски обо­зна­чен­ных раду­жек и зрач­ков, веро­ят­но, уни­что­жен­ных при чист­ке скульп­ту­ры. Нос пря­мой, широ­кий, губы пол­ные, чет­ко очер­чен­ные, приот­кры­ты.

Воло­сы над лбом разде­ле­ны пря­мым про­бо­ром и прядя­ми зак­ры­ва­ют вис­ки, на затыл­ке они выби­ва­ют­ся из-под шле­ма. На голо­ве наряд­ный шлем, кото­рый под­дер­жи­ва­ет­ся узким ремеш­ком, про­хо­дя­щим под под­бо­род­ком. В осно­ва­нии высо­ко­го греб­ня, вен­чаю­ще­го шлем, — фигу­ра сфинк­са. Поверх­ность шле­ма пок­ры­та рельеф­ным орна­мен­том. На пере­д­ней части — паль­мет­ка и две соба­ки, выше — два кры­ла­тых гри­фо­на.

Голо­ва явля­ет­ся одной из мно­го­чис­лен­ных реплик2 куль­то­вой ста­туи Аре­са, создан­ной Алка­ме­ном око­ло 420 г. до н. э.3 Луч­шая копия фигу­ры, извест­ная под наз­ва­ни­ем Арес Бор­ге­зе, хра­нит­ся в Лув­ре4, а луч­шей копи­ей голо­вы явля­ет­ся экзем­пляр в Пизе5. Эрми­таж­ная реп­ли­ка выпол­не­на, как опре­де­лил О. Ф. Вальд­гау­ер, во вто­рой поло­вине II в. н. э. и несет на себе все харак­тер­ные чер­ты сти­ля это­го вре­ме­ни. Рез­ко очер­чен­ные над­бров­ные дуги нави­са­ют над гла­за­ми с тяже­ло­ва­ты­ми верх­ни­ми века­ми, не сох­ра­нив­ши­е­ся зрач­ки, судя по следам, были заведе­ны вверх. Харак­те­рен и овал лица с доволь­но пол­ны­ми щека­ми. Все это — чер­ты, при­вне­сен­ные копи­и­стом. Вли­я­ние искус­ства вре­ме­ни Анто­ни­нов, в част­но­сти порт­рет­но­го искус­ства это­го вре­ме­ни, ска­за­лось и в образ­ном реше­нии. Неко­то­рая мрач­ность, тяже­лый взгляд, укруп­нен­ные чер­ты лица отли­ча­ют эрми­таж­ную копию от дру­гих, в кото­рых точ­нее пере­дан свое­об­раз­ный по трак­тов­ке лирич­ный и ясный образ, создан­ный скуль­п­то­ром Алка­ме­ном.

Лите­ра­ту­ра: Кизе­риц­кий, № 171, с. 78; Вальд­гау­ер, № 130, с. 83; Waldhauer ASE, Bd. 2, Nr. 108, Taf. XIX; Lippold, Gr. Pl., S. 186, Anm. 8; Mustilli, p. 128; Freyer, S. 214.


1 Кро­ме пово­рота впра­во голо­ва долж­на быть нак­ло­не­на вниз, но это дви­же­ние не пере­да­но рестав­ра­то­ром, изгото­вив­шим бюст.

2 Спи­сок реплик см.: Paribeni, Cat., p. 45. Эрми­таж­ная голо­ва не вклю­че­на в спи­сок. Сде­ла­на ого­вор­ка, что опу­щен­ные реп­ли­ки явля­ют­ся сомни­тель­ны­ми. Одна­ко в отно­ше­нии эрми­таж­но­го экзем­пля­ра это мне­ние не под­твер­жда­ет­ся. Бюст был реста­ври­ро­ван Б. Кава­чеп­пи, но осно­ва его, без­услов­но, антич­ная. В иссле­до­ва­нии Б. Фрей­е­ра он рас­смат­ри­ва­ет­ся как под­лин­ник, без вся­ких ого­во­рок.

3 Обос­но­ва­ние этой, более ран­ней, чем было при­ня­то рань­ше, дати­ров­ки см. в ста­тьях: Freyer, S. 225; Willers, S. 85, Anm. 117.

4 Charbonneaux, № 866, p. 28—29.

5 Freyer, Abb. 3.


Источники:
© 1986 г. Фото, текст: Саверкина И. И. Греческая скульптура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа. Каталог. Ленинград, «Искусство», 1986. Кат. № 42, с. 102—105.
Фотограф Рябинина Л. А.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие голова мифология mythologia graeca бог арес арей ареса арея deus ares мрамор марс скульптор алкамен шлем с гребнем гребень плюмаж сфинкс сфинга кавачеппи cavaceppi инв № а 105