Голова Ареса
Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.Инв. № А 105.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Голова Ареса.

Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.
Инв. № А 105.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ [фраг­мент]

с. 13 Покуп­ки древ­них скульп­тур, совер­шен­ные по жела­нию Пет­ра I его худо­же­ст­вен­ны­ми аген­та­ми в Ита­лии и Гол­лан­дии, дол­го оста­ва­лись явле­ни­ем, уни­каль­ным для Рос­сии XVIII в. Спрос на скульп­ту­ры для деко­ра­ции пар­ков и двор­цов вполне удо­вле­тво­рял­ся впо­след­ст­вии зака­за­ми совре­мен­ным евро­пей­ским скуль­п­то­рам. Посте­пен­но при­шел в запу­сте­ние пет­ров­ский Грот в Лет­нем саду, где хра­ни­лись антич­ные ста­туи, а после навод­не­ния 1777 г. мно­гие скульп­ту­ры пере­ме­сти­лись из него в Цар­ское Село и Таври­че­ский дво­рец, рези­ден­цию свет­лей­ше­го кня­зя Потем­ки­на. По-види­мо­му, неко­то­рые из фраг­мен­ти­ро­ван­ных клас­си­че­ских ста­туй, посту­пив­ших в Эрми­таж из Таври­че­ско­го двор­ца в 1850 г., вос­хо­дят к пет­ров­ской кол­лек­ции1.

Цен­ные при­об­ре­те­ния были сде­ла­ны лишь спу­стя 50 лет после пет­ров­ских, они свя­зы­ва­ют­ся с име­нем Шува­ло­ва. Пре­зи­дент Ака­де­мии худо­жеств граф И. И. Шува­лов [ошиб­ка: граф­ско­го титу­ла Ив. Ив. Шува­лов не имел. — Прим. ред. сай­та], уда­лив­ший­ся за гра­ни­цу после вос­ше­ст­вия на пре­стол Ека­те­ри­ны II, про­вел в Ита­лии 10 лет (1763—1773 гг.). Его выезд из Рос­сии был не совсем доб­ро­воль­ным, как сооб­ща­ет немец­кий путе­ше­ст­вен­ник И. Бер­нул­ли, «он полу­чил совет отпра­вить­ся в путе­ше­ст­вие»2. Шува­лов доби­ва­ет­ся от папы Кли­мен­та XIV раз­ре­ше­ния на отлив­ку гип­со­вых форм с самых зна­ме­ни­тых ста­туй пап­ских кол­лек­ций, рим­ских собра­ний Фар­не­зе, Людо­ви­зи и вели­ко­го гер­цо­га Фло­рен­ции. Эти фор­мы, при­быв­шие в Петер­бург в 1769 г., послу­жи­ли для отли­вок брон­зо­вых копий, кото­ры­ми укра­си­лось Цар­ское Село при Ека­те­рине II3.

Шува­ло­ву уда­ет­ся при­об­ре­сти и несколь­ко антич­ных под­лин­ни­ков. Пожа­луй, самым цен­ным его при­об­ре­те­ни­ем был фраг­мент ста­туи типа «Аре­са Бор­ге­зе» (кат. 42), кото­рый, судя по доку­мен­там пап­ской кан­це­ля­рии, был выслан из Ита­лии в Рос­сию 25/III—1771 г. В запи­си раз­ре­ше­ния на вывоз, хра­ня­щем­ся в Рим­ском государ­ст­вен­ном архи­ве, скульп­ту­ра обо­зна­че­на как «голо­ва Ахил­ла, антич­ная»4. Таким обра­зом, дата, кото­рую при­во­дит Г. Тиш­байн, пояс­няя свой рису­нок «шува­лов­ско­го Ахил­ла», по всей види­мо­сти, оши­боч­на. Он пишет, что Ахилл «был най­ден в 6 милях от Рима, у доро­ги, веду­щей в Чиви­та Век­киа дву­мя кре­стья­на­ми, куп­лен у них в 1772 г. Андрео Мат­теи за 5 цехи­нов, а после это­го пере­шел в руки гене­ра­ла Шува­ло­ва. Ныне он нахо­дит­ся в импе­ра­тор­ском собра­нии в Петер­бур­ге»5.

Любо­пыт­но, что за то недол­гое вре­мя, кото­рое «шува­лов­ский Ахилл» нахо­дил­ся в Риме (види­мо, пока он реста­ври­ро­вал­ся скуль­п­то­ром Б. Кава­чеп­пи и пре­вра­щал­ся в эффект­ный бюст древ­не­го героя), он стал доволь­но широ­ко изве­стен. Им вос­тор­гал­ся живо­пи­сец А. Р. Менгс, а рез­чик Н. Мар­чант вос­про­из­вел шува­лов­ский бюст на одной из сво­их чрез­вы­чай­но мод­ных гемм6. Когда в пап­ские кол­лек­ции спу­стя 14 лет посту­пил похо­жий памят­ник, в Риме все еще вспо­ми­на­ли о с. 14 «шува­лов­ском Ахил­ле». Ф. Пира­не­зи, сын зна­ме­ни­то­го гра­ве­ра, писал в 1784 г. коро­лю Густа­ву III в Сток­гольм: «Наслед­ни­ки дома Лука­тел­ли пода­ри­ли папе вели­ко­леп­ную голо­ву Ахил­ла, гораздо луч­ше той, что нахо­ди­лась у гене­ра­ла Шува­ло­ва и кото­рую он увез в Рос­сию»7. Кажет­ся, утвер­див­шим­ся за ним наи­ме­но­ва­ни­ем «Ахилл» шува­лов­ский бюст обя­зан имен­но Менг­су. И. Бер­нул­ли, посе­тив­ший Рос­сию в 1777 г., отме­ча­ет во двор­це Шува­ло­ва в Петер­бур­ге «пре­крас­ную муж­скую голо­ву в шле­ме, кото­рую высо­ко ценил Менгс и счи­тал Ахил­лом»8. Как одну из пре­крас­ней­ших древ­них скульп­тур Гёте поме­ща­ет в сво­ем вей­мар­ском доме сле­пок «шува­лов­ско­го Ахил­ла» напро­тив слеп­ка Апол­ло­на Бель­ведер­ско­го9.

Поз­же из петер­бург­ско­го двор­ца Шува­ло­ва (ныне ул. Рако­ва, д. 25) скульп­ту­ра пере­ме­сти­лась в Цар­ское Село и нахо­ди­лась в Гро­те у цар­ско­сель­ско­го пруда, а скуль­п­то­ру Шуби­ну было пору­че­но изва­ять ее мра­мор­ное повто­ре­ние. Брон­зо­вая отлив­ка Ахил­ла укра­ша­ла колон­на­ду Каме­ро­но­вой гале­реи10.

В 1793 г. петер­бург­ский ака­де­мик Келер, опи­сы­вая цар­ско­сель­ское собра­ние скульп­тур, отме­тил и бюст Ахил­ла11. Спу­стя год ака­де­мик Геор­ги так­же упо­ми­на­ет его в сво­ем опи­са­нии Цар­ско­го Села12. В 1850 г. бюст посту­па­ет в собра­ние Эрми­та­жа. Вме­сте с Ахил­лом в мар­те 1771 г. И. И. Шува­лов высы­ла­ет из Рима еще одну скульп­ту­ру клас­си­че­ской эпо­хи, кото­рая в раз­ре­ше­нии на вывоз обо­зна­че­на как «антич­ный бюст Фау­сти­ны» (кат. 45)13. Как «колос­саль­ная голо­ва Юно­ны» она отме­че­на И. Бер­нул­ли во двор­це Шува­ло­ва в 1777 г.14 Види­мо, она нахо­ди­лась в Цар­ском Селе вме­сте с «шува­лов­ским Ахил­лом», но поз­же пере­ме­сти­лась в Таври­че­ский дво­рец, откуда и посту­пи­ла в собра­ние Эрми­та­жа в 1850 г.15 […]


с. 19

1 Кат. № 3, 28, 32, 33.

2 Bernoulli I. Reisen durch Brandenburg, Pommern, Preusse, Curland, Russland und Polen, V. Leipzig, 1780, S. 62.

3 Сбор­ник мате­ри­а­лов для исто­рии имп. Санкт-Петер­бург­ской Ака­де­мии худо­жеств за сто лет ее суще­ст­во­ва­ния. Под ред. Н. П. Пет­ро­ва. Спб., 1864, т. 1, с. 196, сл.

4 Bertolotti A. Die Ausfuhr einiger Kunstgegenstände aus Rom nach Oesterreich, Deutschland, Polen und Russland vom 16. bis 19. Jhrh. Repertorium für Kunstwissenschaften, V. 1882, S. 371.

5 Tischbein H. W. Homer nach antiken gezeichnet. Göttingen, 1801, S. 45.

6 Haskell F., Penny N. The Most Beautiful Statues. The Taste for Antique Sculpture 1500—1900. Oxford, 1981, p. 61.

7 Geffrey M. Notices et extraits des manuscrits concernant l’histoire et la litterature de la France. Paris, 1855, p. 470.

8 Bernoulli I. Op. cit., V, S. 61.

9 Haskell F., Penny N. Op. cit., p. 61.

10 ЦГИА СССР, ф. 487, оп. 21, д. 178. Опи­си брон­зо­вых и мра­мор­ных ста­туй, нахо­дя­щих­ся в Селе Цар­ском (1788), л. 12 об. № 103. Воз­мож­но, мра­мор­ная реп­ли­ка XVIII в., хра­ня­ща­я­ся в Ора­ниен­ба­у­ме, при­над­ле­жит рез­цу Шуби­на.

11 Koehler H. Gesammelte Schriften, VI. SPbg, 1853, S. 5.

12 Геор­ги И. Г. Опи­са­ние Рос­сий­ско-импе­ра­тор­ско­го сто­лич­но­го горо­да Санкт-Петер­бур­га. Спб., 1794, с. 692.

13 Bertolotti A. Op. cit., S. 371.

14 Bernoulli I. Op. cit., V, S. 64.

15 Koehler H. Op. cit., S. 5; Геор­ги И. Г. Указ. соч., с. 692.


Источники:
© 1986 г. Фото, текст: Саверкина И. И. Греческая скульптура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа. Каталог. Ленинград, «Искусство», 1986. Кат. № 42, с. 102—105.
© 1986 г. Описание: Саверкина И. И. Греческая скульптура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа. Каталог. Ленинград, «Искусство», 1986. История создания коллекции. С. 13—14, 19.
Фотограф Рябинина Л. А.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие голова мифология mythologia graeca бог арес арей ареса арея deus ares мрамор марс скульптор алкамен шлем с гребнем гребень плюмаж сфинкс сфинга инв № а 105