Ок. 27 г. до н. э.
Высота 37,5 см.Инв. №№ Ma 1280 / MR 427 / N 1595.Париж, Лувр
Портрет Августа.
Ок. 27 г. до н. э.
Высота 37,5 см.
Париж, Лувр.
2. Портрет Августа.
Около 27 г. до н. э. Происхождение неизвестно. Меркозернистый белый мрамор (каррарский?). Высота 37,5 см. Приобретен в 1807 году, ранее хранился в коллекции Боргезе (MA 1280 — инв. MR 427; № 1595). Реставратор: Г. Блюзат (H. Bluzat), 2006 г.
Этот портрет имеет существенную ценность для изучения иконографии Августа. И этот и очень на него похожий портрет из коллекции Форбса1 считаются прекрасными экземплярами луврского типа портретов Августа, а другие типы — это тип из Алькудии, Рощи Феронии, Безье и Примы Порты.
Анализ официальных римских портретов, основанный больше на прическе, чем на традиции или нумизматических изображениях, может восходить к работе И. Я. Бернулли (J. J. Bernoulli), опубликованной в 1882 г. Обсуждая Августа, Бернулли в первую очередь сосредоточился на типе из Примы Порты. В 1931 г. О. Брендел (O. Brendel) описал дальнейшие различия между понятиями «тип», «копия» и «реплика» и выделил четыре дополнительных портретных типа Августа. Позднее было установлено, что в определенный момент его правления художникам было поручено вырезать портрет в присутствии императора, в том стиле и с теми чертами лица, которые он выбрал, и что эта прижизненная модель, прототип, копировалась потом по всей империи, на монетах, статуях и бюстах. Позднейшие исследования были сосредоточены на определении того, какой портрет больше всего соответствует прототипу и в 1954 г. Г. Хэфнер (G. Hafner) продемонстрировал, что голова Форбса является самой близкой к одному из пяти известных прототипов2.
Портретный тип распознается по прическе с характерной «вилкой» волос над левым глазом и «клешней» с правого края над правым глазом с четырьмя вьющимися прядями между ними, зачесанными направо. Локон над носом очень заметен. В отличие от других портретных типов, где Август изображен вечно юным, луврский тип поражает своим изображением его в зрелом возрасте. Голова также немного склонена вправо, и почти незаметно опущенные уголки губ заставляют предположить в нем чувство разочарования.
Из монет, реплик и документальных литературных свидетельств черт его лица, известно, что портретные типы из Рощи Феронии (ок. 40 г. до н. э.) и Алькудии (несколько позднее) являются древнейшими. Тип Безье появился между 40 и 30 гг. до н. э. Позднее, когда Август стал единоличным правителем государства, ему потребовалось такое изображение, которое отличалось бы от его изображения в качестве лидера партии. Таким образом, итоговый тип из Примы Порты, удачно воспринятый стиль которого подражает классическому, можно отнести к периоду после 27 г. до н. э.
Но датировка данного портрета гораздо более спорна. Предполагая, что определенные черты прически неуклонно изменялись, К. Фитчен (K. Fittschen) и П. Цанкер (P. Zanker)3 попытались продемонстрировать, что луврский тип является более поздним, чем тип из Примы Порты; однако они признали близкое его сходство с типом из Алькудии, и поэтому датировали луврский тип не позднее 17 г. до н. э., когда Август восстановил государственные гражданские и религиозные трехдневные празднования, известные как ludi saeculares (секулярные игры).
Основывая свой анализ на чертах лица и очевидном возрасте изображенного, К. де Керсозон (K. de Kersauson) согласилась с Ж. Шарбоннэ (J. Charbonneaux)4 в датировке этого портрета ранней старостью Августа, после гибели его внуков Луция во 2 г. н. э. и Гая в 4 г. н. э. В этом случае портрет соотносится с публикацией «Res Gestae», мемуаров и политического завещания семидесятишестилетнего императора. Но Д. Бошунг (D. Boschung) полагает, что портрет имеет столько сходного с типом из Алькудии, что вряд ли между ними мог развиться и распространиться такой классический тип, как тип из Примы Порты5. Вместо этого он полагает, что оба прототипа развивались параллельно и что человек, изображенный на этом портрете, младше сорока лет.
Создание типов, одобренных главой государства, политически мотивированное распространение прототипов и масштабное производство копий для использования являются определенно римским явлением. Как и в случае изображений на монетах, целью здесь являлось создание личной связи между изображаемым и жителями всей империи. Так как власть была очень персонализирована, все должны были знать, как выглядит император. В этой сфере Август был новатором, используя свои портреты для определения природы связи, которую он желал установить с обществом Рима и провинций. Следует ли ему предстать с идеализированными чертами в образе бога, как на типе из Примы Порты? Или ему следует проявлять эмоции, связывая себя с эллинистической портретной традицией, как на изображенном здесь портрете?
Вполне возможно, что Август весьма прагматично предпочел распространять два разных портретных типа одновременно. Таким образом, его подданные могли выбрать вариант, больше подходящий для их личных целей. Результатом этой политики стало то, что тип из Примы Порты стал доминировать в официальных изображениях, тогда как многие частные портреты имеют эмоциональное, довольно меланхоличное выражение (но не тип прически) этой головы. Другие примеры этого типа включают бюст из Нёйи-ле-Реаля (кат. № 33), маленькую стеклянную голову в Римско-Германском музее в Кельне, фаянсовую голову в музее искусств Метрополитен и портрет из Мероэ в Британском музее в Лондоне.
Примечания:
1Музей изящных искусств, Бостон, 06.1873. 2Bernoulli 1882; Brendel 1931; Hafner 1954. 3Fittschen и Zanker 1985, с. 9. 4Charbonneaux 1963, с. 151. 5Boschung 1993b, с. 63—Библиография:
Kersauson (de) 1986, с.90—
Boschung 1993b, с. 129.
© 2010 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.