Неизвестный римлянин
Голова не принадлежит статуе.
Белый мелкозернистый мрамор.
Голова: ок. 50—30 гг. до н. э., туловище: 41—54 гг. н. э.
Общая высота 223 см, высота головы 26 см.
Инв. № 10473.Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей

Неизвестный римлянин.

Голова не принадлежит статуе.
Белый мелкозернистый мрамор.
Голова: ок. 50—30 гг. до н. э., туловище: 41—54 гг. н. э.
Общая высота 223 см, высота головы 26 см.
Инв. № 10473.

Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.

Происхождение:
Про­ис­хож­де­ние голо­вы неиз­вест­но; туло­ви­ще, воз­мож­но, про­ис­хо­дит из Вуль­чи, 1835—1837 гг.

Описание:

Ста­туя в тоге, с голо­вой, не отно­ся­щей­ся к туло­ви­щу.

Про­ис­хож­де­ние голо­вы неиз­вест­но, туло­ви­ще, воз­мож­но, про­ис­хо­дит из Вуль­чи.
Голо­ва — ок. 50—30 гг. до н. э., туло­ви­ще — вре­мя Клав­дия.

Вати­кан, Вати­кан­ские музеи / Гри­го­ри­ан­ский музей, инв. № 10473.
Белый мел­ко­зер­ни­стый мра­мор, отли­чаю­щий­ся у голо­вы и туло­ви­ща.
Общая высота 223 см, высота голо­вы 26 см.

Реста­ври­ро­ва­ны: шея, поло­ви­на руки и все пра­вое пред­пле­чье, левая рука со свер­ну­тым свит­ком, кап­са со свит­ка­ми вме­сте с нога­ми и база.

Ста­туя, раз­ме­ра­ми немно­го боль­ше нату­раль­ных, изо­бра­жа­ет пер­со­наж, оде­тый в широ­кую тогу, сви­саю­щую с лево­го пле­ча и остав­ля­ю­щую откры­ты­ми голо­ву, пра­вую руку и грудь, оде­тую в туни­ку.

Голо­ва, по всей веро­ят­но­сти, была изна­чаль­но изготов­ле­на отдель­но и встав­ля­лась в выем­ку для шеи, но то, что вид­но теперь, было добав­ле­но рестав­ра­то­ром XIX в. и не отно­сит­ся к ней. В то вре­мя как насчет тога­ты мож­но сде­лать осто­рож­ное пред­по­ло­же­ние об ее про­ис­хож­де­нии с рас­ко­пок 1835—1837 гг. в Вуль­чи (ее тра­ди­ци­он­ное про­ис­хож­де­ние из Вей оши­боч­но), дан­ных о про­ис­хож­де­нии голо­вы не име­ет­ся.

Порт­рет изо­бра­жа­ет зре­ло­го муж­чи­ну в сос­ре­дото­чен­ном состо­я­нии и дает несколь­ко любо­пыт­ных дета­лей. Дей­ст­ви­тель­но, в ушах ушная рако­ви­на не отде­ля­ет­ся от голо­вы, а воло­сы толь­ко обо­зна­че­ны, без выде­ле­ния отдель­ных локо­нов. Здесь так­же вид­ны следы зуб­ча­то­го долота, частич­но при­пи­сы­вае­мые доволь­но жест­кой очист­ке от наро­стов, обра­зо­вав­ших­ся от дол­го­го пре­бы­ва­ния в зем­ле. Нако­нец, сза­ди голо­ва пред­став­ля­ет собой круг­лую, гру­бо оте­сан­ную поверх­ность. Эти дета­ли ука­зы­ва­ют на то, что речь идет о порт­ре­те, быв­шем частью погре­баль­но­го горе­лье­фа — типе, доста­точ­но рас­про­стра­нен­ном в пери­од позд­ней рес­пуб­ли­ки и вре­ме­на Авгу­ста, кото­рый изна­чаль­но доволь­но досто­вер­но изо­бра­жал раз­лич­ных чле­нов одной семьи. При­бли­зи­тель­но в пери­од меж­ду XVIII в. и нача­лом XIX в. фраг­мент горе­лье­фа был пере­ра­ботан таким обра­зом, что сза­ди были уда­ле­ны остат­ки пли­ты (отсюда круг­лая гру­бо обте­сан­ная поверх­ность), и он был пре­об­ра­зо­ван в дан­ный порт­рет. Нако­нец, этот порт­рет был соеди­нен с туло­ви­щем, на кото­ром он пока еще и нахо­дит­ся в насто­я­щий момент.

В то вре­мя как туло­ви­ще в тоге типо­ло­ги­че­ски отно­сит­ся ко вре­ме­ни импе­ра­то­ра Клав­дия, порт­рет одно­знач­но явля­ет­ся более древним. Уже неод­но­крат­но отме­ча­лось общее сход­ство с порт­ре­та­ми Цеза­ря — харак­тер­ная осо­бен­ность, кото­рая часто встре­ча­ет­ся на порт­ре­тах 30-х гг. до н. э. (Zanker, 1981, pp. 356—359). Кро­ме того, неза­кон­чен­ная обра­бот­ка волос встре­ча­ет­ся на раз­лич­ных горе­лье­фах это­го типа (Kockel, 1993, B1 tav. 12.a-b; F1 tav. 32.b-c; F2 tav. 34.c; H3 tav. 50.a-b), все они дати­ру­ют­ся пери­о­дом ок. 50—30 гг. до н. э.

Дан­ный порт­рет счи­тал­ся реп­ли­кой муж­ско­го брон­зо­во­го порт­ре­та из Кар­то­че­то, но при более вни­ма­тель­ном срав­не­нии он, конеч­но, не явля­ет­ся тем же пер­со­на­жем. Что каса­ет­ся пред­по­ло­же­ния об иден­ти­фи­ка­ции послед­не­го порт­ре­та с чле­на­ми семьи Доми­ци­ев Аге­но­бар­бов (Pollini, 1991, p. 439), то гипо­те­за кажет­ся весь­ма шат­кой. Меж­ду про­чим, мож­но заме­тить, что горе­льеф­ные порт­ре­ты эпо­хи позд­ней рес­пуб­ли­ки и вре­ме­ни Авгу­ста, типа, к кото­ро­му отно­сит­ся дан­ная голо­ва, обыч­но зака­зы­ва­лись людь­ми с хоро­ши­ми эко­но­ми­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми, но не слиш­ком высо­ко­го обще­ст­вен­но­го поло­же­ния, что не сог­ла­со­вы­ва­ет­ся с послед­ней иден­ти­фи­ка­ци­ей.

Ср.: Benndorf-Schöne 1867, n. 466; Goethert 1939, pp. 198—199, n. 1; Giuliano 1957, pp. 6—7, n. 7, p. 24, tavv. 4, 60; von Heintze 1960, p. 143, n. 7; Ead., in Helbig 1963, n. 1138; Liverani 1987, p. 36, n. 7; Goette 1989, p. 120, B a 134; Liverani 1990—1991, p. 172, figg. 7—8; Buranelli 1991, pp. 179—181, n. 9; Pollini 1993, pp. 431—433, figg. 10—11.

Пао­ло Ливе­ра­ни

Источники:
© 2002 г. Фото, текст: De Marinis G., Tufi S. R., Baldelli G. Bronzi e marmi della Flaminia. Sculture romane e confronto. (Pergola, 15 giugno — 3 novembre 2002). Artioli Editore, Modena, 2002, pp. 143—144, cat. 27.
© 2010 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский неизвестный неизвестного римлянин гней домиций агенобарб g193 консул 32 gnaeus domitius ahenobarbus скульптура скульптурный sculptura римская римские голова статуя статуи statua statuae в тоге тогатус одетая тогу тогах тога togatus togati toga стоящая белый мрамор мелкозернистый римлянина инв № 10473