Белый мелкозернистый мрамор.
Голова: ок. 50—30 гг. до н. э., туловище: 41—54 гг. н. э.
Общая высота 223 см, высота головы 26 см.Инв. № 10473.Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей
Неизвестный римлянин.
Белый мелкозернистый мрамор.
Голова: ок. 50—30 гг. до н. э., туловище: 41—54 гг. н. э.
Общая высота 223 см, высота головы 26 см.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
Статуя в тоге, с головой, не относящейся к туловищу.
Происхождение головы неизвестно, туловище, возможно, происходит из Вульчи.
Голова — ок. 50—
Ватикан, Ватиканские музеи / Григорианский музей, инв. № 10473.
Белый мелкозернистый мрамор, отличающийся у головы и туловища.
Общая высота 223 см, высота головы 26 см.
Реставрированы: шея, половина руки и все правое предплечье, левая рука со свернутым свитком, капса со свитками вместе с ногами и база.
Статуя, размерами немного больше натуральных, изображает персонаж, одетый в широкую тогу, свисающую с левого плеча и оставляющую открытыми голову, правую руку и грудь, одетую в тунику.
Голова, по всей вероятности, была изначально изготовлена отдельно и вставлялась в выемку для шеи, но то, что видно теперь, было добавлено реставратором XIX в. и не относится к ней. В то время как насчет тогаты можно сделать осторожное предположение об ее происхождении с раскопок 1835—
Портрет изображает зрелого мужчину в сосредоточенном состоянии и дает несколько любопытных деталей. Действительно, в ушах ушная раковина не отделяется от головы, а волосы только обозначены, без выделения отдельных локонов. Здесь также видны следы зубчатого долота, частично приписываемые довольно жесткой очистке от наростов, образовавшихся от долгого пребывания в земле. Наконец, сзади голова представляет собой круглую, грубо отесанную поверхность. Эти детали указывают на то, что речь идет о портрете, бывшем частью погребального горельефа — типе, достаточно распространенном в период поздней республики и времена Августа, который изначально довольно достоверно изображал различных членов одной семьи. Приблизительно в период между XVIII в. и началом XIX в. фрагмент горельефа был переработан таким образом, что сзади были удалены остатки плиты (отсюда круглая грубо обтесанная поверхность), и он был преобразован в данный портрет. Наконец, этот портрет был соединен с туловищем, на котором он пока еще и находится в настоящий момент.
В то время как туловище в тоге типологически относится ко времени императора Клавдия, портрет однозначно является более древним. Уже неоднократно отмечалось общее сходство с портретами Цезаря — характерная особенность, которая часто встречается на портретах
Данный портрет считался репликой мужского бронзового портрета из Карточето, но при более внимательном сравнении он, конечно, не является тем же персонажем. Что касается предположения об идентификации последнего портрета с членами семьи Домициев Агенобарбов (Pollini, 1991, p. 439), то гипотеза кажется весьма шаткой. Между прочим, можно заметить, что горельефные портреты эпохи поздней республики и времени Августа, типа, к которому относится данная голова, обычно заказывались людьми с хорошими экономическими возможностями, но не слишком высокого общественного положения, что не согласовывается с последней идентификацией.
Ср.: Benndorf-Schöne 1867, n. 466; Goethert 1939, pp. 198—
© 2010 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.