
Высота 48 см.Инв. № 20.Венеция, Национальный археологический музей
Мужской бюст — т. н. «Вителлий Гримани».
Высота 48 см.
Венеция, Национальный археологический музей.
IV. 17. Мужской бюст — «Вителлий Гримани».
Inv. No. 20.Мрамор. Выс. 48 см.
1-я пол. II в. н. э.
Место обнаружения: Рим; из коллекции Доменико Гримани.
Т. н. «Вителлий Гримани» относится к тем произведениям искусства, которым сильно повезло среди античных памятников, собранных в Национальном археологическом музее. Найденный в 1505 г., он был выставлен в Палаццо Дукале в 1525 г., вместе со всеми другими сокровищами коллекции, подаренной Венецианской Республике, и оставался там до переноса в Statuario Pubblico. Бюст встретил неподдельный интерес среди поклонников античности, которые вскоре после его обнаружения идентифицировали его с императором Вителлием. Гуманисты, очарованные неоднозначной фигурой этого персонажа, которого Светоний в «Жизнях цезарей» описывает распутным и очень толстым из-за невоздержанности в еде и питье, полагали, на основе монетных изображений, что открыли в этом толстоватом лице портрет упомянутого императора. Вителлий был предан damnatio memoriae, поэтому его бесспорных портретов не сохранилось, тогда как профили на монетах дают только отдаленное сходство. Поскольку древних сопоставлений не существует, то это произведение, необычайная красота которого в течение веков получила широкую известность у коллекционеров (среди них много художников), можно считать уникальным. «Вителлий Гримани» очень быстро стал непременным экспонатом в собраниях самых известных коллекционеров. В самом деле, уже в XVI в. были сделаны его многочисленные копии; например, Национальный археологический музей также хранит реплику в бронзе (inv. Br. 6), подаренную в 1596 г. Джакомо Контарини. Тот же Тинторетто обладал слепком, на котором упражнялись ученики его мастерской, как показывают многочисленные сохранившиеся рисунки. Многие другие художники — среди них Веронезе, Тициан и Пальма Младший — использовали «Вителлия Гримани» в качестве модели, так что на многих их картинах появляются персонажи, получившие его подобие. Некоторые ученые считали этот бюст фальсификацией эпохи Возрождения, но в настоящее время нет сомнений в древности произведения и единственное современное добавление — это надпись «felix vibas», вырезанная сзади. Критики единодушно отвергают идентификацию бюста с Вителлием; скорее всего, этот портрет изображает неизвестного персонажа, вероятно, пользовавшегося авторитетом и высокого общественного положения. Речь идет о человеке зрелого возраста, черты лица которого выполнены в духе чистого реализма. Среди ожиревших щек и шеи и морщинистого лба, под двумя густыми бровями выделяется решительный взгляд, на влиятельность которого указывает, кажется, и сжатый рот с выступающей нижней губой. Стилизованная обработка волос и гравировка зрачков и радужных оболочек глаз позволяют датировать это произведение эпохой Адриана, между третьим и четвертым десятилетиями II в. н. э.
© 2010 г. Перевод с итал. С. И. Сосновского.