Мужской бюст — т. н. «Вителлий Гримани»
Мрамор. 1-я пол. II в. н. э.
Высота 48 см.
Инв. № 20.Венеция, Национальный археологический музей

Мужской бюст — т. н. «Вителлий Гримани».

Мрамор. 1-я пол. II в. н. э.
Высота 48 см.
Инв. № 20.

Венеция, Национальный археологический музей.

Частная коллекция, Гримани.
Происхождение:
Най­ден в Риме в 1505 г.; из кол­лек­ции Доме­ни­ко Гри­ма­ни.

Описание:

IV. 17. Муж­ской бюст — «Вител­лий Гри­ма­ни».

Inv. No. 20.
Мра­мор. Выс. 48 см.
1-я пол. II в. н. э.
Место обна­ру­же­ния: Рим; из кол­лек­ции Доме­ни­ко Гри­ма­ни.

Т. н. «Вител­лий Гри­ма­ни» отно­сит­ся к тем про­из­веде­ни­ям искус­ства, кото­рым силь­но повез­ло сре­ди антич­ных памят­ни­ков, собран­ных в Нацио­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее. Най­ден­ный в 1505 г., он был выстав­лен в Палац­цо Дука­ле в 1525 г., вме­сте со все­ми дру­ги­ми сок­ро­ви­ща­ми кол­лек­ции, пода­рен­ной Вене­ци­ан­ской Рес­пуб­ли­ке, и оста­вал­ся там до пере­но­са в Statuario Pubblico. Бюст встре­тил непод­дель­ный инте­рес сре­ди поклон­ни­ков антич­но­сти, кото­рые вско­ре после его обна­ру­же­ния иден­ти­фи­ци­ро­ва­ли его с импе­ра­то­ром Вител­ли­ем. Гума­ни­сты, оча­ро­ван­ные неод­но­знач­ной фигу­рой это­го пер­со­на­жа, кото­ро­го Све­то­ний в «Жиз­нях цеза­рей» опи­сы­ва­ет рас­пут­ным и очень тол­стым из-за невоз­дер­жан­но­сти в еде и питье, пола­га­ли, на осно­ве монет­ных изо­бра­же­ний, что откры­ли в этом тол­сто­ва­том лице порт­рет упо­мя­ну­то­го импе­ра­то­ра. Вител­лий был пре­дан damnatio memoriae, поэто­му его бес­спор­ных порт­ре­тов не сох­ра­ни­лось, тогда как про­фи­ли на моне­тах дают толь­ко отда­лен­ное сход­ство. Посколь­ку древ­них сопо­став­ле­ний не суще­ст­ву­ет, то это про­из­веде­ние, необы­чай­ная кра­сота кото­ро­го в тече­ние веков полу­чи­ла широ­кую извест­ность у кол­лек­ци­о­не­ров (сре­ди них мно­го худож­ни­ков), мож­но счи­тать уни­каль­ным. «Вител­лий Гри­ма­ни» очень быст­ро стал непре­мен­ным экс­по­на­том в собра­ни­ях самых извест­ных кол­лек­ци­о­не­ров. В самом деле, уже в XVI в. были сде­ла­ны его мно­го­чис­лен­ные копии; напри­мер, Нацио­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей так­же хра­нит реп­ли­ку в брон­зе (inv. Br. 6), пода­рен­ную в 1596 г. Джа­ко­мо Кон­та­ри­ни. Тот же Тин­то­рет­то обла­дал слеп­ком, на кото­ром упраж­ня­лись уче­ни­ки его мастер­ской, как пока­зы­ва­ют мно­го­чис­лен­ные сох­ра­нив­ши­е­ся рисун­ки. Мно­гие дру­гие худож­ни­ки — сре­ди них Веро­не­зе, Тици­ан и Паль­ма Млад­ший — исполь­зо­ва­ли «Вител­лия Гри­ма­ни» в каче­стве моде­ли, так что на мно­гих их кар­ти­нах появ­ля­ют­ся пер­со­на­жи, полу­чив­шие его подо­бие. Неко­то­рые уче­ные счи­та­ли этот бюст фаль­си­фи­ка­ци­ей эпо­хи Воз­рож­де­ния, но в насто­я­щее вре­мя нет сомне­ний в древ­но­сти про­из­веде­ния и един­ст­вен­ное совре­мен­ное добав­ле­ние — это над­пись «felix vibas», выре­зан­ная сза­ди. Кри­ти­ки еди­но­душ­но отвер­га­ют иден­ти­фи­ка­цию бюста с Вител­ли­ем; ско­рее все­го, этот порт­рет изо­бра­жа­ет неиз­вест­но­го пер­со­на­жа, веро­ят­но, поль­зо­вав­ше­го­ся авто­ри­те­том и высо­ко­го обще­ст­вен­но­го поло­же­ния. Речь идет о чело­ве­ке зре­ло­го воз­рас­та, чер­ты лица кото­ро­го выпол­не­ны в духе чисто­го реа­лиз­ма. Сре­ди ожи­рев­ших щек и шеи и мор­щи­ни­сто­го лба, под дву­мя густы­ми бро­вя­ми выде­ля­ет­ся реши­тель­ный взгляд, на вли­я­тель­ность кото­ро­го ука­зы­ва­ет, кажет­ся, и сжа­тый рот с высту­паю­щей ниж­ней губой. Сти­ли­зо­ван­ная обра­бот­ка волос и гра­ви­ров­ка зрач­ков и радуж­ных обо­ло­чек глаз поз­во­ля­ют дати­ро­вать это про­из­веде­ние эпо­хой Адри­а­на, меж­ду третьим и чет­вер­тым деся­ти­ле­ти­я­ми II в. н. э.

Лука Тро­ле­зе

Источники:
© 2004 г. Фото, текст: Favaretto I., De Paoli M., Dossi M. C. Museo Archeologico Nazionale di Venezia. Electa, Milano, 2004, с. 116, кат. № IV. 17.
© 2010 г. Перевод с итал. С. И. Сосновского.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские портрет портреты портретный портретная мрамор мужской бюст император авл вителлий вителлии vitellia так называемый гримани коллекция доменико инв № 20