Портрет Юлии (?)
Мрамор.
Ок. 40 г. н. э.
Высота 71 см.
Инв. №№ Ma 1230 / MNE 820.Париж, Лувр

Портрет Юлии (?).

Мрамор.
Ок. 40 г. н. э.
Высота 71 см.
Инв. №№ Ma 1230 / MNE 820.

Париж, Лувр.

Частная коллекция, Кампана.
Происхождение:
При­об­ре­тен в 1861 г., ранее нахо­дил­ся в кол­лек­ции Кам­па­на.

Описание:

50. Порт­рет Юлии (?)

Око­ло 40 г. н. э. Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но. Мра­мор. Высота 71 см; шири­на 50 см. При­об­ре­тен в 1861 г., ранее нахо­дил­ся в кол­лек­ции Кам­па­на (MA 1230 — INV. MNE 820). Рестав­ра­тор: А. Кур­сель, 2006 г.

Эта антич­ная голо­ва была уста­нов­ле­на на совре­мен­ный бюст, нос пере­де­лан, радуж­ка отре­ту­ши­ро­ва­на. Чер­ты лица изящ­ные и пра­виль­ные. Тон­кие губы сжа­ты, воло­сы разде­ле­ны посе­редине. Разде­лен­ные пряди, в кото­рых высвер­ле­но мно­го волн и тугих куд­рей, тянут­ся вдоль лба назад по двум сто­ро­нам и уло­же­ны в два коль­ца, из кото­рых два вью­щих­ся локо­на спус­ка­ют­ся по шее. Сза­ди воло­сы запле­те­ны в cadogan (или дугу) и удер­жи­ва­ют­ся двой­ной косой, спус­каю­щей­ся из цен­траль­ной части голо­вы.

Эта при­чес­ка, выглядя­щая есте­ствен­но и очень эле­гант­ная, появи­лась меж­ду кон­цом I века до н. э. и вто­рой дека­дой I века н. э., о чем свиде­тель­ст­ву­ют порт­ре­ты Ливии, как моло­дой жен­щи­ны, кото­рые вдох­но­ви­ли такие порт­ре­ты эпо­хи Клав­ди­ев, как ста­туи в пол­ный рост из Лув­ра1. При­чес­ка ука­зы­ва­ет на воз­врат к гре­че­ско­му сти­лю, кото­рый был моден в рес­пуб­ли­ке до появ­ле­ния типич­но ита­лий­ской при­чес­ки, кото­рую нача­ла носить Окта­вия, сест­ра Авгу­ста, и пере­ня­ла Ливия (кат. № 33b). Эта при­чес­ка с nodus’ом впе­ре­ди харак­те­ри­зо­ва­лась глад­ким вали­ком волос, под­ня­тым надо лбом и затем скру­чен­ным, а осталь­ные воло­сы соби­ра­лись в низ­кий пучок.

Элли­ни­сти­че­ская при­чес­ка, выглядев­шая более есте­ствен­но и менее изыс­кан­но, полу­чи­ла рас­про­стра­не­ние во вто­рой дека­де I в. н. э.2 С неболь­ши­ми изме­не­ни­я­ми, как напри­мер, с боль­шим коли­че­ст­вом обрам­ля­ю­щих лицо куд­рей, эта при­чес­ка была вос­при­ня­та прин­цес­са­ми дина­стии Юли­ев-Клав­ди­ев — что мож­но увидеть на порт­ре­те Агрип­пи­ны Стар­шей (кат. № 18) — и на этом порт­ре­те, кото­рый счи­та­ет­ся порт­ре­том Юлии, внуч­ки Тибе­рия. В эпо­ху Фла­ви­ев коли­че­ство куд­рей, обрам­ля­ю­щих лицо, воз­рос­ло так, что обра­зо­вы­ва­ло некое подо­бие коро­ны на голо­ве.

Cécile Giroire

При­ме­ча­ния:

1Ma 1245; Kersauson (de) 1986, № 44, стр. 206—207.

2Virgili 1989, с. 39.

Биб­лио­гра­фия:

Kersauson (de) 1986, № 44, с. 206—207.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007, p. 118, cat. no. 50.
Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина голова римский имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii юлия друзилла g182 iulia julia drusilla re567 скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст мрамор женская прическа коллекция кампана завивка завиток драпировка драпированная инв № ma 1230 mne 820