Эпоха Флавиев (69—96 гг. н. э.).
Высота 68 см.Инв. № 2236.Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 89 Фото: С. И. Сосновский
Римский мужской портретный бюст, т. н. Марк Антоний.
Эпоха Флавиев (69—96 гг. н. э.).
Высота 68 см.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 89.
97A. Римский мужской портретный бюст, т. н. Марк Антоний (Табл. XVI).
Выс. 0,68 м. Мелкозернистый желтоватый мрамор.
Дополнены: нижняя половина носа, брови с частью правого верхнего века, кромка правого уха, четырехугольное основание. Отбито правое плечо. Обтесаны верхние локоны, левая мочка уха, подбородок, база.
Круглая база, профилированная наверху и внизу; на ней поплечный бюст флавиевского времени; голова довольно сильно повернута к с. 113 правому плечу. Полные формы; предрасположенность к двойному подбородку; тонкие губы; изнеженное, неопределенное выражение лица. Волосы, спереди густые, сильно вьющиеся, тщательно обработанные сверлом, сзади приглажены. Выполнен хорошо, но бездушно.
Найден в 1830 или 1831 году возле Тор Сапиенца перед Порта Маджоре, вместе с № 106 и т. н. бюстом Августа, поступившим в Палаццо Казали. В результате изысканий выяснилось, что никакого такого бюста там нет (Köhler-Brunn, Bullettino d. I. 1864, S. 8; Archäol. Zeitung 1864, S. 156*). Однако, исключительно на том предположении, что № 97A — это Марк Антоний, № 106 был назван Лепидом. Кроме того, стало ясно, что оба бюста даже не относятся к одному времени: этот — к эпохе Флавиев, а второй — ко времени Траяна, таким образом, изображая, вероятно, мужчин соответствующих периодов. То, что профиль 97A, согласно Хельбигу, имеет определенное сходство с портретами Марка Антония на монетах — это ничего не значит.
Согласно надписи на правой стороне базы «C• C• 1831•», бюст был приобретен Ватиканом в том году. Поскольку она была опубликована Пистолези, на титульном листе которого обозначен 1829 год, то надо думать, что выпуск этого тома был запланирован, но состоялся только через несколько лет (ср. №№ 26 и 38). Согласно Пистолези, бюст стоял сначала на месте № 122 (см. этот номер); в описании города Рима он не упомянут.
Pistolesi, Taf. XXVIII 2; Braun, Ruinen und Museen Roms S. 253 Nr. 18; Bernoulli, Römische Ikonographie I S. 207 Fig. 30; Helbig, Nr. 41; Crowfoot, Journal of hell. studies 1900 S. 35 ff. Taf. IV.
Photographie Alinari 6597 (2); Anderson 1400; Moscioni 3670 (cab.); у римского института № 674.
Archäologische Zeitung 1864 S. 156*:
Д-р У. Кёлер сообщает о расследовании, проведенном им и проф. Бруном в Палаццо Казали относительно якобы находящегося там бюста Августа. Вместо него там находилась только голова Цезаря; подчеркивается важность этого обстоятельства, поскольку идентификация голов так называемых Марка Антония и Лепида в Braccio Nuovo основана главным образом на том, что они были найдены вместе с головой Августа. Это обстоятельство, по всей вероятности, становится невозможным по той причине, что оба бюста из Braccio Nuovo были найдены приблизительно в 1830-х годах, тогда как бюст из Палаццо Казали гораздо более позднего времени и, как выясняется теперь, даже изображает не Августа, а Цезаря; наконец, у так называемого Лепида есть борода, а работа обеих ватиканских голов кажется различной.
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 112—113.
© 2010 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского.