Эпоха Траяна (98—117 гг. н. э.).
Высота 78 см.Инв. № 2228.Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 102 Фото: С. И. Сосновский
Римский мужской портретный бюст.
Эпоха Траяна (98—117 гг. н. э.).
Высота 78 см.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 102.
Триумвир Лепид (монетная табл. IV. 99. 100)
М. Лепид — сын консула Лепида, который в 78 г. до Р. Х. совершил необдуманную попытку свержения сулланского законодательства и умер в следующем году. Нам неизвестен год его рождения; однако мы знаем, что он дожил до 13 г. до Р. Х., т. е. достиг преклонного возраста, т. к. даже с даты смерти его отца к тому времени прошло уже 64 года. Политическое положение, которое он занимал продолжительное время как приверженец Цезаря и затем как триумвир (вместе с Антонием и Октавианом), ни в коей мере не соответствовало его умственным способностям. Он занял его благодаря своему богатству и знатности, а также тому обстоятельству, что властители нуждались в нем для достижения их собственных целей. И с точки зрения нравственности он не отличался величием: напротив, он был человек слабый, бесхарактерный и без чувства чести, побуждаемый к более активной деятельности лишь своим тщеславием1. Его портрет ещё сохранился на различных монетах, которые чеканились с. 221 во время его триумвирата2, лучше всего на золотой монете Ливинея Регула, монетария 43 г., с повернутой вправо головой (abg. Münztaf. IV. 99)3; кроме того, на ауреусах коллеги Ливинея Регула — Муссидия Лонга (abg. Münztaf. IV. 100)4 и П. Клодия5, с головой, повернутой вправо; наконец, на ауреусах и денариях с головами Октавиана и Антония на реверсе6. Всюду он изображен без бороды, с гладкими густыми волосами и относительно молодыми чертами; однако детали изображений не совпадают полностью. На монете Ливинея он похож на М. Брута, с тупым носом, не продолжающим линию лба. На других монетах нос более заострен, подбородок иногда выступает вперед, профиль прямой.
Эти расхождения между отдельными типами чрезвычайно затрудняют обнаружение мраморных портретов, хотя вряд ли стоит сомневаться в том, что они еще существуют. Пусть Лепид и уступал другим триумвирам во власти и авторитете, но, разумеется, и он имел свою долю в оказываемых им уважении и прославлении. Еще перед окончанием их союза Цицерон ходатайствовал в сенате о том, чтобы в его (Лепида) честь была поставлена позолоченная конная статуя на трибуне7. Хотя она и была на короткое время удалена, когда Лепид вскоре после этого был объявлен врагом отечества8, однако только лишь для того, чтобы при основании триумвирата быть установленной вновь или замененной другой.
Из сохранившихся памятников, считающихся портретами Лепида, на первом месте стоит прекрасный бюст из Нового крыла в Ватикане, № 106 (изображение на фиг. 32)9, который был найден вместе с изображением Октавиана (находящимся якобы в Палаццо Казали) и Антония (Новое крыло, № 96 A) и именно поэтому его идентификация получила определенное с. 222 признание10. Это голова молодого римлянина со слегка вьющимися, тщательно проработанными волосами, с худощавыми чертами, заостренным профилем, тонким удлиненным носом и скошенным подбородком; последний, так же, как губы и щеки, покрыт пробивающейся бородкой. По своему физиогномическому выражению это человек темпераментный, но без ярко выраженных черт духовности или воли. Если найденные вместе с ним бюсты действительно изображали его коллег по триумвирату, то, несмотря на наличие бороды, велика вероятность того, что это Лепид. Однако идентификация мнимого Антония (см. выше с. 207) явно ошибочна, и утверждение, что на обоих виден один и тот же способ обработки (E. Braun), — по-моему, также. Особенно это видно по волосам, которые не только отличаются по характеру, с. 223 но также совершенно разнятся по стилю обработки и вряд ли выполнялись одновременно. У Лепида они выполнены в стиле августовского времени, у Антония в стиле II в., хотя волоски бровей и зрачки у последнего не обозначены. Однако, если для нашего бюста ссылаться только на монеты, то его соответствие им слишком незначительно, чтобы обосновывать на этом идентификацию.
Этот предполагаемый Лепид послужил затем основанием для дальнейших идентификаций. Ссылаясь прежде всего на него, Пьетро Эрколе Висконти идентифицировал безбородую голову из Пармы (изображена в Gazette archéol. 1879 pl. IX. 2, ср. с. 61)11 как Лепида. Небольшие различия он объясняет разницей в возрасте изображенного. Здесь он якобы изображен приблизительно во время сицилийской войны (36 г. до Р. Х.), а там — как триумвир (43 г.), поэтому бюст из Пармы имеет немного более полные формы. Также по ватиканскому бюсту названа и бородатая голова из музея Торлония, № 414. Однако в действительности идентификация изображенного лица остается в обоих случаях крайне сомнительной.
Только на сравнении с монетами основывается имя Лепида, данное бронзовой голове, обнаруженной в Париже, помещенной Кайлюсом (Caylus) в парижский Кабинет медалей и прежде именовавшейся Целием Кальдом (Chabouillet Cat. gén. Nr. 3120)12. Заслуга «этого открытия» принадлежит Дюшале (Duchalais) в публикации в «Mémoires de la soc. des antiquaires de France». Шабулье (Chabouillet) называет «это открытие» общепризнанным (généralement adoptée), что, тем не менее, еще не доказывает его правильность. Обнаруженную в Париже бронзовую голову, о которой ничего нельзя сказать кроме того, что у нее есть некоторое сходство с изображениями Лепида на монетах (судя по иллюстрации, главным образом, на монетах Ливинея), лучше пока оставить безымянной. Это еще более справедливо в отношении помпейской бронзовой головы в Неаполе (теперь называемой Суллой) (Br. d’Erc. I. Tf. 43. 44), причем здесь, наоборот, скорее нужно исходить из монеты Муссидия, а также в отношении довольно незначительного мраморного бюста в Археологическом музее Дворца дожей в Венеции, № 81 (изображение Zanetti I. 3). Наконец, для меня непостижимо, как можно было увидеть сходство с монетами головы из Лувра, № 382 (изображение Clar. pl. 1089)13. с. 224 Она скорее схожа с головами на геммах Солона, в том числе с т. н. портретом Мецената.
Из двух совершенно непохожих друг на друга т. н. голов Лепида из Кадеса (V. 259 и 260) одна (скорее, из-за литууса, чем из-за особого сходства с монетами) могла бы получить некоторое право называться им. Это, без сомнения, человек, изображенный в книге Леона Агостини (Gemmae et sculpt. ant. II. 48).
1S. Drumann R. G. I. p. 23. 2Vgl. Cohen Méd. imp.; I. 2. éd. p. 32 ff.; Boutkowski Dictionn. numism. I. p. 109 ff. 3Cohen Méd. cons. XXV. Livineia 7. 4Cohen Méd. cons. XXIX. Mussidia 9. 5Abg. Zeitschr. f. Numizm. VI. 1879. Tf. 1. 6Abg. Visc. Icon. rom. VII. 7; Cohen Méd. cons. II. Aemilia 18. 7Cic. Phil. V. 15. 8Dio XLVI. 51. 9Pistolesi il Vatic. descr. IV. 9. 4; Duruy Hist. d. Rom. III. p. 461. Современная копия в собрании искусств в Мадриде (Hübner Ant. Bildw. v. Madr. p. 164. Nr. 14). 10Ср. E. Braun Ruinen und Mus. Roms p. 254. 11Duruy Hist. d. Rom. III. p. 469. 12Abg. Caylus Recueil III. pl. 108 (фас и профиль); Dumersan Notice etc. pl. IV. 1 (фас); Mém. de la société des antiqu. de France T. XXI. pl. 6 (профиль); Duruy Hist. d. Rom. III. p. 518 (фас). Vgl. oben p. 86. 13Bouillon III. bustes pl. 9. inconn. 3.106. Римский мужской портретный бюст (Табл. XVII).
Выс. 0,78 м. Мелкозернистый желтоватый мрамор.
Дополнены: нос (кроме части на левой стороне), края обоих ушей, четырехугольная база. Одежда и часть руки у плеча оббиты.
Круглая база с одним профилем вверху и внизу; над ней профилированная таким же образом четырехугольная с. 121 промежуточная деталь (без указательной таблички), затем поплечный бюст траяновской эпохи с усеченными руками; на левом плече кусок плаща с застежкой. Голова энергично повернута к правому плечу; короткая окладистая борода, кудрявые волосы лежат густыми прядями; объемные брови; худое лицо; скошенный подбородок. Мужчина в возрасте от 30 до 40 лет с усталым выражением лица.
Хорошая работа.
Ошибочно идентифицируется как Лепид; об этом и о происхождении см. выше под № 97A. С правой стороны базы также имеется надпись
Pistolesi, Taf. IX4; Braun, Ruinen und Museen S. 253 Nr. 18; Bernoulli, Röm. Ikonographie I S. 221 ff. Fig. 32; S. Reinach, Chroniques d’orient, 2. sér. 1891—
Photographie Alinari 6593 (2); у римского института № 680.
1882 г. Описание (1): J. J. Bernoulli. Römische Ikonographie. T. I. Die Bildnisse berühmter Römer.
Stuttgart, Verlag von W. Spemann, 1882. S. 220—224.
1903 г. Описание (2): W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanishen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 112—113.
© 2010 г. Перевод с нем. Сосновского С. И. под ред. Г. Ранге.