Римский мужской портретный бюст
Мелкозернистый желтоватый мрамор.
Эпоха Траяна (98—117 гг. н. э.).
Высота 78 см.
Инв. № 2228.Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 102 Фото: С. И. Сосновский

Римский мужской портретный бюст.

Мелкозернистый желтоватый мрамор.
Эпоха Траяна (98—117 гг. н. э.).
Высота 78 см.
Инв. № 2228.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 102.

Происхождение:
Най­ден в 1830 или 1831 году воз­ле Тор Сапи­ен­ца перед Пор­та Мад­жо­ре.

Описание:

Три­ум­вир Лепид (монет­ная табл. IV. 99. 100)

М. Лепид — сын кон­су­ла Лепида, кото­рый в 78 г. до Р. Х. совер­шил необ­ду­ман­ную попыт­ку свер­же­ния сул­лан­ско­го зако­но­да­тель­ства и умер в сле­дую­щем году. Нам неиз­ве­стен год его рож­де­ния; одна­ко мы зна­ем, что он дожил до 13 г. до Р. Х., т. е. достиг пре­клон­но­го воз­рас­та, т. к. даже с даты смер­ти его отца к тому вре­ме­ни про­шло уже 64 года. Поли­ти­че­ское поло­же­ние, кото­рое он зани­мал про­дол­жи­тель­ное вре­мя как при­вер­же­нец Цеза­ря и затем как три­ум­вир (вме­сте с Анто­ни­ем и Окта­виа­ном), ни в коей мере не соот­вет­ст­во­ва­ло его умст­вен­ным спо­соб­но­стям. Он занял его бла­го­да­ря сво­е­му богат­ству и знат­но­сти, а так­же тому обсто­я­тель­ству, что вла­сти­те­ли нуж­да­лись в нем для дости­же­ния их соб­ст­вен­ных целей. И с точ­ки зре­ния нрав­ст­вен­но­сти он не отли­чал­ся вели­чи­ем: напро­тив, он был чело­век сла­бый, бес­ха­рак­тер­ный и без чув­ства чести, побуж­дае­мый к более актив­ной дея­тель­но­сти лишь сво­им тще­сла­ви­ем1. Его порт­рет ещё сох­ра­нил­ся на раз­лич­ных моне­тах, кото­рые чека­ни­лись с. 221 во вре­мя его три­ум­ви­ра­та2, луч­ше все­го на золо­той моне­те Ливи­нея Регу­ла, моне­та­рия 43 г., с повер­ну­той впра­во голо­вой (abg. Münztaf. IV. 99)3; кро­ме того, на ауре­усах кол­ле­ги Ливи­нея Регу­ла — Мус­сидия Лон­га (abg. Münztaf. IV. 100)4 и П. Кло­дия5, с голо­вой, повер­ну­той впра­во; нако­нец, на ауре­усах и дена­ри­ях с голо­ва­ми Окта­ви­а­на и Анто­ния на ревер­се6. Всюду он изо­бра­жен без боро­ды, с глад­ки­ми густы­ми воло­са­ми и отно­си­тель­но моло­ды­ми чер­та­ми; одна­ко дета­ли изо­бра­же­ний не сов­па­да­ют пол­но­стью. На моне­те Ливи­нея он похож на М. Бру­та, с тупым носом, не про­дол­жаю­щим линию лба. На дру­гих моне­тах нос более заост­рен, под­бо­ро­док ино­гда высту­па­ет впе­ред, про­филь пря­мой.

Эти рас­хож­де­ния меж­ду отдель­ны­ми типа­ми чрез­вы­чай­но затруд­ня­ют обна­ру­же­ние мра­мор­ных порт­ре­тов, хотя вряд ли сто­ит сомне­вать­ся в том, что они еще суще­ст­ву­ют. Пусть Лепид и усту­пал дру­гим три­ум­ви­рам во вла­сти и авто­ри­те­те, но, разу­ме­ет­ся, и он имел свою долю в ока­зы­вае­мых им ува­же­нии и про­слав­ле­нии. Еще перед окон­ча­ни­ем их сою­за Цице­рон хода­тай­ст­во­вал в сена­те о том, чтобы в его (Лепида) честь была постав­ле­на позо­ло­чен­ная кон­ная ста­туя на три­буне7. Хотя она и была на корот­кое вре­мя уда­ле­на, когда Лепид вско­ре после это­го был объ­яв­лен вра­гом оте­че­ства8, одна­ко толь­ко лишь для того, чтобы при осно­ва­нии три­ум­ви­ра­та быть уста­нов­лен­ной вновь или заме­нен­ной дру­гой.

Из сох­ра­нив­ших­ся памят­ни­ков, счи­таю­щих­ся порт­ре­та­ми Лепида, на пер­вом месте сто­ит пре­крас­ный бюст из Ново­го кры­ла в Вати­кане, № 106 (изо­бра­же­ние на фиг. 32)9, кото­рый был най­ден вме­сте с изо­бра­же­ни­ем Окта­ви­а­на (нахо­дя­щим­ся яко­бы в Палац­цо Каза­ли) и Анто­ния (Новое кры­ло, № 96 A) и имен­но поэто­му его иден­ти­фи­ка­ция полу­чи­ла опре­де­лен­ное с. 222 при­зна­ние10. Это голо­ва моло­до­го рим­ля­ни­на со слег­ка вью­щи­ми­ся, тща­тель­но про­ра­ботан­ны­ми воло­са­ми, с худо­ща­вы­ми чер­та­ми, заост­рен­ным про­фи­лем, тон­ким удли­нен­ным носом и ско­шен­ным под­бо­род­ком; послед­ний, так же, как губы и щеки, покрыт про­би­ваю­щей­ся бород­кой. По сво­е­му физио­гно­ми­че­ско­му выра­же­нию это чело­век тем­пе­ра­мент­ный, но без ярко выра­жен­ных черт духов­но­сти или воли. Если най­ден­ные вме­сте с ним бюсты дей­ст­ви­тель­но изо­бра­жа­ли его кол­лег по три­ум­ви­ра­ту, то, несмот­ря на нали­чие боро­ды, вели­ка веро­ят­ность того, что это Лепид. Одна­ко иден­ти­фи­ка­ция мни­мо­го Анто­ния (см. выше с. 207) явно оши­боч­на, и утвер­жде­ние, что на обо­их виден один и тот же спо­соб обра­бот­ки (E. Braun), — по-мое­му, так­же. Осо­бен­но это вид­но по воло­сам, кото­рые не толь­ко отли­ча­ют­ся по харак­те­ру, с. 223 но так­же совер­шен­но раз­нят­ся по сти­лю обра­бот­ки и вряд ли выпол­ня­лись одно­вре­мен­но. У Лепида они выпол­не­ны в сти­ле авгу­стов­ско­го вре­ме­ни, у Анто­ния в сти­ле II в., хотя волос­ки бро­вей и зрач­ки у послед­не­го не обо­зна­че­ны. Одна­ко, если для наше­го бюста ссы­лать­ся толь­ко на моне­ты, то его соот­вет­ст­вие им слиш­ком незна­чи­тель­но, чтобы обос­но­вы­вать на этом иден­ти­фи­ка­цию.

Этот пред­по­ла­гае­мый Лепид послу­жил затем осно­ва­ни­ем для даль­ней­ших иден­ти­фи­ка­ций. Ссы­ла­ясь преж­де все­го на него, Пьет­ро Эрко­ле Вис­кон­ти иден­ти­фи­ци­ро­вал без­бо­ро­дую голо­ву из Пар­мы (изо­бра­же­на в Gazette archéol. 1879 pl. IX. 2, ср. с. 61)11 как Лепида. Неболь­шие раз­ли­чия он объ­яс­ня­ет раз­ни­цей в воз­расте изо­бра­жен­но­го. Здесь он яко­бы изо­бра­жен при­бли­зи­тель­но во вре­мя сици­лий­ской вой­ны (36 г. до Р. Х.), а там — как три­ум­вир (43 г.), поэто­му бюст из Пар­мы име­ет немно­го более пол­ные фор­мы. Так­же по вати­кан­ско­му бюсту наз­ва­на и боро­да­тая голо­ва из музея Тор­ло­ния, № 414. Одна­ко в дей­ст­ви­тель­но­сти иден­ти­фи­ка­ция изо­бра­жен­но­го лица оста­ет­ся в обо­их слу­ча­ях крайне сомни­тель­ной.

Толь­ко на срав­не­нии с моне­та­ми осно­вы­ва­ет­ся имя Лепида, дан­ное брон­зо­вой голо­ве, обна­ру­жен­ной в Пари­же, поме­щен­ной Кай­лю­сом (Caylus) в париж­ский Кабинет меда­лей и преж­де име­но­вав­шей­ся Цели­ем Каль­дом (Chabouillet Cat. gén. Nr. 3120)12. Заслу­га «это­го откры­тия» при­над­ле­жит Дюша­ле (Duchalais) в пуб­ли­ка­ции в «Mémoires de la soc. des antiquaires de France». Шабу­лье (Chabouillet) назы­ва­ет «это откры­тие» обще­при­знан­ным (généralement adoptée), что, тем не менее, еще не дока­зы­ва­ет его пра­виль­ность. Обна­ру­жен­ную в Пари­же брон­зо­вую голо­ву, о кото­рой ниче­го нель­зя ска­зать кро­ме того, что у нее есть неко­то­рое сход­ство с изо­бра­же­ни­я­ми Лепида на моне­тах (судя по иллю­ст­ра­ции, глав­ным обра­зом, на моне­тах Ливи­нея), луч­ше пока оста­вить безы­мян­ной. Это еще более спра­вед­ли­во в отно­ше­нии пом­пей­ской брон­зо­вой голо­вы в Неа­по­ле (теперь назы­вае­мой Сул­лой) (Br. d’Erc. I. Tf. 43. 44), при­чем здесь, нао­бо­рот, ско­рее нуж­но исхо­дить из моне­ты Мус­сидия, а так­же в отно­ше­нии доволь­но незна­чи­тель­но­го мра­мор­но­го бюста в Архео­ло­ги­че­ском музее Двор­ца дожей в Вене­ции, № 81 (изо­бра­же­ние Zanetti I. 3). Нако­нец, для меня непо­сти­жи­мо, как мож­но было увидеть сход­ство с моне­та­ми голо­вы из Лув­ра, № 382 (изо­бра­же­ние Clar. pl. 1089)13. с. 224 Она ско­рее схо­жа с голо­ва­ми на гем­мах Соло­на, в том чис­ле с т. н. порт­ре­том Меце­на­та.

Из двух совер­шен­но непо­хо­жих друг на дру­га т. н. голов Лепида из Каде­са (V. 259 и 260) одна (ско­рее, из-за литу­уса, чем из-за осо­бо­го сход­ства с моне­та­ми) мог­ла бы полу­чить неко­то­рое пра­во назы­вать­ся им. Это, без сомне­ния, чело­век, изо­бра­жен­ный в кни­ге Лео­на Аго­сти­ни (Gemmae et sculpt. ant. II. 48).

1S. Drumann R. G. I. p. 23.

2Vgl. Cohen Méd. imp.; I. 2. éd. p. 32 ff.; Boutkowski Dictionn. numism. I. p. 109 ff.

3Cohen Méd. cons. XXV. Livineia 7.

4Cohen Méd. cons. XXIX. Mussidia 9.

5Abg. Zeitschr. f. Numizm. VI. 1879. Tf. 1.

6Abg. Visc. Icon. rom. VII. 7; Cohen Méd. cons. II. Aemilia 18.

7Cic. Phil. V. 15.

8Dio XLVI. 51.

9Pistolesi il Vatic. descr. IV. 9. 4; Duruy Hist. d. Rom. III. p. 461. Совре­мен­ная копия в собра­нии искусств в Мад­риде (Hübner Ant. Bildw. v. Madr. p. 164. Nr. 14).

10Ср. E. Braun Ruinen und Mus. Roms p. 254.

11Duruy Hist. d. Rom. III. p. 469.

12Abg. Caylus Recueil III. pl. 108 (фас и про­филь); Dumersan Notice etc. pl. IV. 1 (фас); Mém. de la société des antiqu. de France T. XXI. pl. 6 (про­филь); Duruy Hist. d. Rom. III. p. 518 (фас). Vgl. oben p. 86.

13Bouillon III. bustes pl. 9. inconn. 3.

Иоганн Бер­нул­ли (1882)

106. Рим­ский муж­ской порт­рет­ный бюст (Табл. XVII).

Выс. 0,78 м. Мел­ко­зер­ни­стый жел­то­ва­тый мра­мор.

Допол­не­ны: нос (кро­ме части на левой сто­роне), края обо­их ушей, четы­рех­уголь­ная база. Одеж­да и часть руки у пле­ча обби­ты.

Круг­лая база с одним про­фи­лем ввер­ху и вни­зу; над ней про­фи­ли­ро­ван­ная таким же обра­зом четы­рех­уголь­ная с. 121 про­ме­жу­точ­ная деталь (без ука­за­тель­ной таб­лич­ки), затем поплеч­ный бюст тра­я­нов­ской эпо­хи с усе­чен­ны­ми рука­ми; на левом пле­че кусок пла­ща с застеж­кой. Голо­ва энер­гич­но повер­ну­та к пра­во­му пле­чу; корот­кая окла­ди­стая боро­да, куд­ря­вые воло­сы лежат густы­ми прядя­ми; объ­ем­ные бро­ви; худое лицо; ско­шен­ный под­бо­ро­док. Муж­чи­на в воз­расте от 30 до 40 лет с уста­лым выра­же­ни­ем лица.

Хоро­шая работа.

Оши­боч­но иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся как Лепид; об этом и о про­ис­хож­де­нии см. выше под № 97A. С пра­вой сто­ро­ны базы так­же име­ет­ся над­пись C• C• 1831. Преж­де нахо­дил­ся на месте № 24.

Pistolesi, Taf. IX4; Braun, Ruinen und Museen S. 253 Nr. 18; Bernoulli, Röm. Ikonographie I S. 221 ff. Fig. 32; S. Reinach, Chroniques d’orient, 2. sér. 1891—95 S. 411; Helbig, Nr. 47; Crowfoot Journal of hell. studies 1900 S. 37.

Photographie Alinari 6593 (2); у рим­ско­го инсти­ту­та № 680.

Валь­тер Аме­лунг (1903)

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
1882 г. Описание (1): J. J. Bernoulli. Römische Ikonographie. T. I. Die Bildnisse berühmter Römer.
Stuttgart, Verlag von W. Spemann, 1882. S. 220—224.
1903 г. Описание (2): W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanishen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 112—113.
© 2010 г. Перевод с нем. Сосновского С. И. под ред. Г. Ранге.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский скульптура скульптурный sculptura римская римские мелкозернистый желтоватый мрамор мужской бюст так называемый т н марк эмилий лепид marcus aemilius lepidus эмилии aemilii g95 мужчина римлянин плащ застежка кат № 102 инв 2228