20/21—40 гг. н. э.Инв. № 2253.Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 65 Фото: О. В. Любимова
Портрет Птолемея, царя Нумидии и Мавретании
20/21—40 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 65.
Птолемей Мавретанский
Будучи внуком Клеопатры и Марка Антония, последний из Птолемеев, Птолемей Мавретанский, состоял в родстве с тремя последними императорами из династии Юлиев-Клавдиев: Калигулой, Клавдием и Нероном. Птолемей был сыном Клеопатры Селены (дочери Клеопатры и Антония) и Юбы II Мавретанского. Птолемей стал преемником своего отца в качестве царя Мавретании в 23 г. Скульптурные портреты Птолемея, особенно его первый портретный тип, созданный в правление его отца, визуально подчеркивают его сходство с Юлиями-Клавдиями в юношеских чертах лица и укладке локонов в форме запятой надо лбом175. Однако Калигула, дальний родственник Птолемея, по-видимому, стал испытывать подозрения в отношении юного царя и его родства с династией Юлиев-Клавдиев и приказал его казнить по обвинению в измене в 40 г.; царство Мавретания было немедленно присоединено к Римской империи в качестве провинции176. Действительно Птолемей мог быть вовлечен в заговор 39 г., в котором участвовали также сестры Калигулы (и кузины Птолемея), и имел контакты с Гетуликом, еще одним заговорщиком177. После казни Птолемея его портреты, вероятно, были уничтожены или убраны из общественных мест. Это должно быть особенно верно для хорошо сохранившихся портретов второго типа из окрестностей Рима в Ватикане178, на вилле Альбани179 и в Вобурнском аббатстве180, которые могли быть складированы после падения Птолемея. Портреты из Шаршаля, столицы Птолемея, в Париже181 и Шаршале182 тоже, вероятно, были удалены из общественных мест после аннексии провинции, как и бронзовый бюст неизвестного происхождения183. С поврежденными, пострадавшими от погоды и фрагментарными портретами из Шаршаля, возможно, обошлись даже более жестоко и решительно184.
175K. Fittschen (1974) 169—E. R. Varner. Mutilation and transformation: damnatio memoriae and Roman imperial portraiture. BRILL, 2004, с. 103.
© 2004 г. Текст: E. R. Varner. Mutilation and transformation: damnatio memoriae and Roman imperial portraiture, BRILL, 2004, с. 103.