Сидящий путник
Пентелийский мрамор. II в. н. э.
Высота 0,95 м, длина 0,93 м.
Инв. № 537.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин

Сидящий путник.

Пентелийский мрамор. II в. н. э.
Высота 0,95 м, длина 0,93 м.
Инв. № 537.

Флоренция, Галерея Уффици.

Описание:

150. РЕЛЬЕФ С СИДЯЩИМ ПУТНИКОМ (инв. № 537). Илл. 157.

Пен­те­лий­ский мра­мор; высота 0,95 м; шири­на 0,93 м.

Совре­мен­ная рестав­ра­ция носа, части уха, наруж­ной части полей шля­пы, края лево­го рука­ва и сума, почти всей осно­вы поза­ди фигу­ры, несколь­ко мел­ких высту­паю­щих частей дра­пи­ров­ки и пра­вой части осно­ва­ния. Общая сохран­ность доволь­но хоро­шая.

Рельеф упо­ми­на­ет­ся в инвен­тар­ных запи­сях вил­лы Меди­чи 1670 г; нахо­дил­ся на вил­ле Меди­чи до 1783 г., после чего был пере­ве­зен во Фло­рен­цию (AG, XVI, 58). В гале­рее Уффи­ци сна­ча­ла был поме­щен в ком­на­ту Гер­ма­фро­ди­та, затем в ком­на­ту над­пи­сей. В насто­я­щее вре­мя выстав­лен в малом скульп­тур­ном зале (Saletta delle Sculture).

Дютшке (H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878) счи­тал этот рельеф совре­мен­ной работой, рав­но как пона­ча­лу и Куль­тре­ра (Cultrera); Аме­лунг (Amelung) и дру­гие иссле­до­ва­те­ли не выска­зы­ва­ли сомне­ний в древ­но­сти релье­фа, обсуж­да­лось лишь вре­мя его созда­ния. Аме­лунг пона­ча­лу счи­тал его работой элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да (RMitt, cit. infra), но впо­след­ст­вии ста­вил его в один ряд с неко­то­ры­ми релье­фа­ми музея палац­цо Кон­сер­ва­то­ров, таким обра­зом при­зна­вая его рим­ской работой, по-види­мо­му, частью фрон­то­на. Мустил­ли (Mustilli), срав­ни­вая его так­же с дву­мя релье­фа­ми из Пра­до (Ricard, Marbres Prado, T. LXXIII), счи­тал, что все они явля­ют­ся частя­ми одно­го деко­ра­тив­но­го ком­плек­са; с такой трак­тов­кой мож­но сог­ла­сить­ся несмот­ря на раз­ли­чие в дра­пи­ров­ках меж­ду фло­рен­тий­ским и рим­ски­ми релье­фа­ми (Mustilli, tav. XXII, 1—2), одна­ко и дру­гие дета­ли выда­ют отсут­ст­вие един­ства сти­ля. Накид­ка у фло­рен­тий­ско­го экзем­пля­ра обра­зу­ет широ­кие и неглу­бо­кие склад­ки с невы­ра­жен­ны­ми све­то­те­не­вы­ми эффек­та­ми. Фор­ма боро­ды и при­чес­ка поз­во­ля­ют отне­сти рельеф к кон­цу эпо­хи Адри­а­на.

Сок­ра­ще­ния:

AG — Archivio della Galleria degli Uffici.
Ricard, Marbres Prado — R. Ricard, Marbres antiques du Musée du Prado à Madrid, Paris, 1923.
Mustulli — D. Mustilli, Il Museo Mussolini, Roma, 1938.
RMitt — Mitteilungen des deutschen Archaeologischen Instituts, Römische Abteilung, München.

Bibl.: Winckelmann, III, p. 338; H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, p. 225. Arndt-Bruckmann, Griech. und röm. Portr., t. a TT. 321—322; W. Amelung, Führer durch die Antiken in Florenz, München, 1897, 122; G. Cultrera, Saggi sull’arte ellenistica e greco-romana, Roma, 1907, p. 59; Amelung, Mitteilungen des deutschen Archaeologischen Instituts, Römische Abteilung, München, XX, 1905, p. 121 e XXIV, 1910, p. 177; XXIII, 1908, p. 1; Cultrera, Ausonia, Rivista della Soc. italiana di Archeologia e Storia dell’arte, Roma, 1908, c. 41; [F. Rossi], R. Galleria degli Uffizi, Elenco delle sculture, Firenze, 1921, p. 19, n. 537; D. Mustilli, Il Museo Mussolini, Roma, 1938, pp. 27—28.

Documenti: 1670, Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, 779, 226 (Inventario di Villa Medici), 8: un villano di mezzo rilievo a sedere con una canna in mano.

1771, Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, III, 13 (Rapporto Mengs)… come anche un vecchio sedente, che sembra un pastore, anco esso di basso rilievo.

1783, Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, XVI, 58 (Rapporto Lanzi): Un basso rilievo bellissimo di una sola figura, rappresentante un vecchio con traino creduto Ulisse.

1786, Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, XIX, 4, (Integrazioni all’Inventario 1779) n. 14.

Disegni: Windor (già Dal Pozzo) 8550 (Amelung, Mitteilungen des deutschen Archaeologischen Instituts, Römische Abteilung, München, XXIV, cit.).

Fot.: Brogi 10019.


Источники:
© 2011 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1961 г. Текст: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte II. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1961. P. 171—172, cat. no. 150, ill. 157.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рельеф пентелийский мрамор сидящий путник палка посох головной убор шляпа дорожная сумка мужская обувь инв № 537