Высота 0,95 м, длина 0,93 м.Инв. № 537.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин
Сидящий путник.
Высота 0,95 м, длина 0,93 м.
Флоренция, Галерея Уффици.
150. РЕЛЬЕФ С СИДЯЩИМ ПУТНИКОМ (инв. № 537). Илл. 157.
Пентелийский мрамор; высота 0,95 м; ширина 0,93 м.
Современная реставрация носа, части уха, наружной части полей шляпы, края левого рукава и сума, почти всей основы позади фигуры, несколько мелких выступающих частей драпировки и правой части основания. Общая сохранность довольно хорошая.
Рельеф упоминается в инвентарных записях виллы Медичи 1670 г; находился на вилле Медичи до 1783 г., после чего был перевезен во Флоренцию (AG, XVI, 58). В галерее Уффици сначала был помещен в комнату Гермафродита, затем в комнату надписей. В настоящее время выставлен в малом скульптурном зале (Saletta delle Sculture).
Дютшке (H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878) считал этот рельеф современной работой, равно как поначалу и Культрера (Cultrera); Амелунг (Amelung) и другие исследователи не высказывали сомнений в древности рельефа, обсуждалось лишь время его создания. Амелунг поначалу считал его работой эллинистического периода (RMitt, cit. infra), но впоследствии ставил его в один ряд с некоторыми рельефами музея палаццо Консерваторов, таким образом признавая его римской работой, по-видимому, частью фронтона. Мустилли (Mustilli), сравнивая его также с двумя рельефами из Прадо (Ricard, Marbres Prado, T. LXXIII), считал, что все они являются частями одного декоративного комплекса; с такой трактовкой можно согласиться несмотря на различие в драпировках между флорентийским и римскими рельефами (Mustilli, tav. XXII, 1—
Сокращения:
AG — Archivio della Galleria degli Uffici.
Ricard, Marbres Prado — R. Ricard, Marbres antiques du Musée du Prado à Madrid, Paris, 1923.
Mustulli — D. Mustilli, Il Museo Mussolini, Roma, 1938.
RMitt — Mitteilungen des deutschen Archaeologischen Instituts, Römische Abteilung, München.
Bibl.: Winckelmann, III, p. 338; H. Dütschke, Antike Bildwerke in Oberitalien, III, Leipzig, 1878, p. 225. Arndt-Bruckmann, Griech. und röm. Portr., t. a TT. 321—
Documenti: 1670, Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, 779, 226 (Inventario di Villa Medici), 8: un villano di mezzo rilievo a sedere con una canna in mano.
1771, Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, III, 13 (Rapporto Mengs)… come anche un vecchio sedente, che sembra un pastore, anco esso di basso rilievo.
1783, Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, XVI, 58 (Rapporto Lanzi): Un basso rilievo bellissimo di una sola figura, rappresentante un vecchio con traino creduto Ulisse.
1786, Archivio della Guardaroba, presso l’Archivio di Stato di Firenze, XIX, 4, (Integrazioni all’Inventario 1779) n. 14.
Disegni: Windor (già Dal Pozzo) 8550 (Amelung, Mitteilungen des deutschen Archaeologischen Instituts, Römische Abteilung, München, XXIV, cit.).
Fot.: Brogi 10019.
© 1961 г. Текст: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte II. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1961. P. 171—172, cat. no. 150, ill. 157.