Высота 62,5 см, длина 221 см, глубина 66 см.Инв. № 125891.Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг Ульпии Домнины с посвящением от четырех ее вольноотпущенников и их жен.
Высота 62,5 см, длина 221 см, глубина 66 см.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
Ulpiae Do/mnin(a)e patron(a)e / nostr(a)e Ulp(ius) Euty/cius Ulp(ius) Geminus / Ulp(ius) Exuperantius / Ulp(ius) Basilius / alumni cum / coniuges(!) / suas(!)
Ульпии Домнине, нашей патроне, — Ульпий Евтихий, Ульпий Гемин, Ульпий Эксуперантий, Ульпий Басилий, воспитанники, со своими супругами.
4. САРКОФАГ УЛЬПИИ ДОМНИНЫ С НИКАМИ, НЕСУЩИМИ ЩИТ (инв. № 125891).
Крупнозернистый мрамор с широкими сероватыми прожилками; выс. 62,5 см; дл. 221 см.; шир. 66 см. Повреждены края; отсутствует нижняя часть левой руки амурчика на правом краю.
Происхождение: Рим, виа Лидия д. 8, между виа Латина и виа Каффарелла (1953 г.).
Прямоугольный саркофаг, декорированный с трех сторон, с надписью на латыни.
На фронтальной стороне в центре расположен дубовый венок, снизу перевязанный широкой лентой, расходящейся симметричными волнами; венок образует раму для надписи, буквы которой окрашены в красный цвет. Венок поддерживают две большие летящие Виктории: они одеты в хитоны, которые ниспадают мягкими складками, обозначая контуры тела. Ноги обращены наружу, одна отклонена вниз, вторая слегка согнута. Руки вытянуты, и удерживают венок. Шея удлиненная, рот слегка приоткрыт, нос небольшой, прямой, глаза посажены несколько глубоко, волосы образуют вьющиеся пряди с пробором в центре, прическа возвышается над головой.
Внизу по обеим сторонам под венком — два рога изобилия с фруктами, цветами, гроздью винограда и виноградными листьями. Из корпуса каждого рога растет несколько листьев. Композицию замыкают два маленьких крылатых гения, которые опираются на одну ногу, согнув вторую. Каждый гений держит горящий факел, обращенный вниз, к скале. Они полностью обнажены, их крылья раскрыты. Лицо полное, голова склонена на плечо, глаза закрыты; подбородок круглый, рот пухлый, приоткрыт, нос прямой, крылья носа довольно широкие. Глазные яблоки слегка выдаются. Волосы образуют локоны, спускающиеся по плечам, на лбу они собраны в узел. Рука, держащая факел, вытянута, вторая согнута на груди, кисть ее лежит на плече. Тела удлиненные, несмотря на то, что полноваты.
Особый интерес представляют следы разноцветной окраски, которые во время обнаружения саркофага были более явными: различимы были темно-красный и голубой цвета. Красный цвет имели буквы надписи, верхняя листель и, возможно, нижняя; также с. 87 волосы левой Виктории, опрокинутые факелы, скалы, лента венка и, возможно, фрукты рога изобилия. Кроме того, были обведены контуры крыльев, бородки коротких и маховых перьев. Бороздки между перьями были окрашены в красный и синий цвета; фон имел синий цвет, как и радужные оболочки глаз Викторий и полузакрытые глаза гениев.
Бурав использовался только при обработке листьев венка и фруктов.
Фигуры Викторий подчеркнуто удлинены, их одежды расположены так, чтобы заполнить пустое пространство. На обеих торцовых сторонах саркофага изображены грифоны; левый грифон выполнен низким рельефом, правый — углубленным рельефом.
Мотив Ник, поддерживающих щит (или, как в данном случае, венок с погребальной надписью), изображаемых в центральной части саркофага, восходит к прославляющим монументам официального искусства. Примером подобной преемственности служит фриз из серого камня, обнаруженный на виа делла Кончилиацьоне, ныне в палаццо Консерваторов, Браччо Нуово (Helbig, n. 1650: E. Simon): на фрагменте почетного монумента две стоящие Ники держат щит воинской доблести (clipeus virtutis) победоносного генерала. В греческом искусстве встречаются сюжеты на тему воздвижения трофея Никой, и, хотя обычно они были предназначены для официальных монументов, в некоторых случаях привилегию использовать их получали заслуженные граждане, причем, видимо, без мотива личного апофеоза (эта сложная проблема рассмотрена у H. Brandenburg, в JdI, LXXXII, 1967, с. 195 ff., особенно с. 229 ff.; о происхождении подобных изображений в официальном искусстве, имевших не эсхатологическое, а «секулярное» значение, см. у F. Matz, в AA, 1971, с. 103 f.).
Известно, что в начале периода империи на светильниках изображали летящих Ник, повернувших лица к зрителю, держащих в руках clupeus virtutis; в данном случае заимствовалась официальная иконография и символика прославления (T. Hoelscher, Victoria Romana, Mainz a. Rh. 1967, с. 130 f., табл. 13, 3).
Впоследствии эта тема была перенесена на погребальные монументы. Бранденбург (Brandenburg, ук. соч., особ. с. 233) полагает, что этот мотив, опошленный до такой степени, что первоначальный смысл clipeus virtutis оказался забытым, стал использоваться исключительно с «декоративной» целью. Проблема интерпретации этого мотива вновь возникает со всей определенностью, когда в центре щита или венка, поддерживаемого когда эротами, когда Никами, а когда и путти, символизирующими времена года, появляется портрет покойного, что наблюдается начиная с конца II в. н. э. (общие вопросы см. Jucker, Blätterkelch, особенно с. 139; Matz, ук. соч., с. 104, эсхатологический смысл с. 108 ff.).
В качестве примера саркофага с изображением стоящих Ник, восходящим непосредственно к модели монументов сулланской эпохи, см. экземпляр виллы Дориа Памфили (Villa Doria, № 234: G. Messineo, табл. CXXXIX, который датируется эпохой Антонинов) или другой на Кампосанто в Пизе (Matz, ASR, 4, с. 455 f., № 260, табл. 282, 1: эпоха Марка Аврелия; Arias — Cristiani — Gabba, с. 128 ff., C 5 est., табл. 66—
Композицию, сходную с таковой на саркофаге из Терм, включающую центральную группу двух летящих Ник со щитом и с двумя эротами по краям, можно видеть на саркофаге, хранящемся в Лукке в церкви Сан-Фредиано (негатив DAI 74.869): в нижней части под летящими Никами находятся два небольших рога изобилия и две опрокинутые корзинки, полные фруктов; см. также экземпляр в палаццо Консерваторов, Браччо Нуово, инв. № 2772 (K. Schauenburg, с. 88 в AA, 1972, с. 506, илл. 7), на котором эроты держат гирлянды, или саркофаг из Григорианского светского музея (O. Benndorf — R. Schoene, Die antiken Bildwerke des Lateranischen Museums, Leipzig, 1867, с. 327 ff., № 264; Schauenburg, ук. соч., с. 509, илл. 10, 511: здесь Ники держат щит, на котором изображена пара покойных).
О значении двух рогов изобилия в нижней части композиции см. Cumont, Symbolisme, с. 343, 489; G. Rodenwaldt, в JdI, VL, 1930, с. 176 ff.; Jucker, Blätterkelch, с. 151.
Саркофаг датируется позднеантониновским периодом.
Библиография: B. M. Felletti Mai, в NSc, 1953, с. 236, ff., илл. 2; B. Andreae, в AA, 1957, стлб. 222.
Негатив: Ist. Arch. Crist. Univ. Roma.
Надпись сохранилась полностью; диаметр поля надписи 30,5 см.; буквы 3—
mnine, patrone
nostre, Ulp(ius) Euty-
cius, Ulp(ius) Geminus,
Ulp(ius) Exuperantius,
Ulp(ius) Basilius,
alumni cum
coiuges
suas.
Надпись посвящена Ульпии Домнине четырьмя ее вольноотпущенниками. Родовое имя Ульпиев (Ulpius) предположительно указывает на происхождение от вольноотпущенников императора Траяна, хотя палеографические и прочие признаки не соответствуют данному периоду. Кроме того, некоторые когномены из ономастики перечисленных лиц получили распространение позднее; когномен патроны Домнины (следует сразу исключить интерпретацию Domnina как «domina», т. е. «патрона», которая не употребляется без когномена дамы) упоминается в CIL, 6 только один раз (10272), а распространен в основном в христианских надписях в качестве теофорного имени (I. Kajanto, The Latin Cognomina. [Soc. Scient. Fenn. Comm. Hum. Litt., 36, 2], Helsinki, 1965, с. 135, 362). То же самое касается и имени Exuperantius, которое встречается в христианских надписях 64 раза, а в языческих всего лишь 9 (I. Kajanto, ук. соч., с. 277). И наоборот, имена оставшихся двух упомянутых в надписи лиц имели широкое распространение, прежде всего, Eutycius, чаще в написании Eutychius.
Четверо вольноотпущенников называют себя воспитанниками патроны; однако учитывая, что термин «воспитанник» (alumnus) чаще всего применялся к детям, можно предположить, что в надписи отражены чувства, связанные с воспоминаниями о былых годах (De Ruggiero, I, с. 437). Весьма вероятно, что четверо вольноотпущенников были рабами Ульпии Домнины, выросли и получили образование в ее доме, и между ними и патроной возникла прочная эмоциональная связь, подчеркнутая в надписи прилагательным «наша» (nostra). Вполне приемлемо также предположение о том, что Евтихий, Гемин, Эксуперантий и Басилий являлись брошенными детьми, которых покойная сделала своими приемными, поскольку найденыши могли приравниваться к рабам; слово «alumnus» в таком случае имеет скорее юридическое, чем эмоциональное наполнение. Подобные связи не включали в себя жен вольноотпущенников, которые в надписи описываются краткой формулой cum coiuges suas, без какого либо указания имен. В заключение следует отметить использование аккузатива с предлогом cum, нередко встречающееся в надписях позднего периода, особенно христианских. Помимо уже высказанных соображений, датировать надпись предположительно началом III в. н. э. можно также на основании орфографической нечеткости различий между e и ae, сокращения имен, и по некоторым палеографическим особенностям; предположение о том, что надпись была сделана значительно позднее, чем саркофаг, не кажется убедительным.
СОКРАЩЕНИЯ:
Cumont, Symbolisme = F. Cumont, Recherches sur le symbolisme funéraire des Romains, Paris, 1942.
DAI = Deutsches Archäologisches Institut — Archivio Fotografico dell’Istituto Archeologico Germanico — Roma.
De Ruggiero = E. De Ruggiero, Dizionario Epigrafico di Antichità Romane, Roma, 1895 ff.
Helbig = W. H. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, I—
Jucker, Blätterkelch = H. Jucker, Das Bildnis im Blätterkelch. Geschichte und Bedeutung einer römischen Porträtform, Olten-Lausanne-Freiburg, 1962.
Villa Doria = AA. VV., Antichità di Villa Doria Pamphilj, Roma, 1977.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1981 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Le Sculture. I, 2. De Luca Editore. Roma, 1981, pp. 86—88, cat. no. II. 4.
© 2011 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.