Саркофаг Ульпии Домнины с посвящением от четырех ее вольноотпущенников и их жен
Белый мрамор. Кон. II — нач. III в. н. э.
Высота 62,5 см, длина 221 см, глубина 66 см.
Инв. № 125891.Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг Ульпии Домнины с посвящением от четырех ее вольноотпущенников и их жен.

Белый мрамор. Кон. II — нач. III в. н. э.
Высота 62,5 см, длина 221 см, глубина 66 см.
Инв. № 125891.

Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.

Происхождение:
Обна­ру­жен в 1953 г. в Риме на via Lidia, 8, меж­ду via Caffarella и via Latina.

Описание:
Notizie degli Scavi di Antichità, 1953, 237:

Ulpiae Do/mnin(a)e patron(a)e / nostr(a)e Ulp(ius) Euty/cius Ulp(ius) Geminus / Ulp(ius) Exuperantius / Ulp(ius) Basilius / alumni cum / coniuges(!) / suas(!)

Уль­пии Дом­нине, нашей патроне, — Уль­пий Евти­хий, Уль­пий Гемин, Уль­пий Экс­у­перан­тий, Уль­пий Баси­лий, вос­пи­тан­ни­ки, со сво­и­ми супру­га­ми.


4. САРКОФАГ УЛЬПИИ ДОМНИНЫ С НИКАМИ, НЕСУЩИМИ ЩИТ (инв. № 125891).

Круп­но­зер­ни­стый мра­мор с широ­ки­ми серо­ва­ты­ми про­жил­ка­ми; выс. 62,5 см; дл. 221 см.; шир. 66 см. Повреж­де­ны края; отсут­ст­ву­ет ниж­няя часть левой руки амур­чи­ка на пра­вом краю.

Про­ис­хож­де­ние: Рим, виа Лидия д. 8, меж­ду виа Лати­на и виа Каф­фа­рел­ла (1953 г.).

Пря­мо­уголь­ный сар­ко­фаг, деко­ри­ро­ван­ный с трех сто­рон, с над­пи­сью на латы­ни.

На фрон­таль­ной сто­роне в цен­тре рас­по­ло­жен дубо­вый венок, сни­зу пере­вя­зан­ный широ­кой лен­той, рас­хо­дя­щей­ся сим­мет­рич­ны­ми вол­на­ми; венок обра­зу­ет раму для над­пи­си, бук­вы кото­рой окра­ше­ны в крас­ный цвет. Венок под­дер­жи­ва­ют две боль­шие летя­щие Вик­то­рии: они оде­ты в хито­ны, кото­рые нис­па­да­ют мяг­ки­ми склад­ка­ми, обо­зна­чая кон­ту­ры тела. Ноги обра­ще­ны нару­жу, одна отк­ло­не­на вниз, вто­рая слег­ка согну­та. Руки вытя­ну­ты, и удер­жи­ва­ют венок. Шея удли­нен­ная, рот слег­ка приот­крыт, нос неболь­шой, пря­мой, гла­за поса­же­ны несколь­ко глу­бо­ко, воло­сы обра­зу­ют вью­щи­е­ся пряди с про­бо­ром в цен­тре, при­чес­ка воз­вы­ша­ет­ся над голо­вой.

Вни­зу по обе­им сто­ро­нам под вен­ком — два рога изоби­лия с фрук­та­ми, цве­та­ми, гроз­дью вино­гра­да и вино­град­ны­ми листья­ми. Из кор­пу­са каж­до­го рога рас­тет несколь­ко листьев. Ком­по­зи­цию замы­ка­ют два малень­ких кры­ла­тых гения, кото­рые опи­ра­ют­ся на одну ногу, согнув вто­рую. Каж­дый гений дер­жит горя­щий факел, обра­щен­ный вниз, к ска­ле. Они пол­но­стью обна­же­ны, их кры­лья рас­кры­ты. Лицо пол­ное, голо­ва скло­не­на на пле­чо, гла­за зак­ры­ты; под­бо­ро­док круг­лый, рот пух­лый, приот­крыт, нос пря­мой, кры­лья носа доволь­но широ­кие. Глаз­ные ябло­ки слег­ка выда­ют­ся. Воло­сы обра­зу­ют локо­ны, спус­каю­щи­е­ся по пле­чам, на лбу они собра­ны в узел. Рука, дер­жа­щая факел, вытя­ну­та, вто­рая согну­та на груди, кисть ее лежит на пле­че. Тела удли­нен­ные, несмот­ря на то, что пол­но­ва­ты.

Осо­бый инте­рес пред­став­ля­ют следы раз­но­цвет­ной окрас­ки, кото­рые во вре­мя обна­ру­же­ния сар­ко­фа­га были более явны­ми: раз­ли­чи­мы были тем­но-крас­ный и голу­бой цве­та. Крас­ный цвет име­ли бук­вы над­пи­си, верх­няя листель и, воз­мож­но, ниж­няя; так­же с. 87 воло­сы левой Вик­то­рии, опро­ки­ну­тые факе­лы, ска­лы, лен­та вен­ка и, воз­мож­но, фрук­ты рога изоби­лия. Кро­ме того, были обведе­ны кон­ту­ры кры­льев, бород­ки корот­ких и махо­вых перьев. Борозд­ки меж­ду перья­ми были окра­ше­ны в крас­ный и синий цве­та; фон имел синий цвет, как и радуж­ные обо­лоч­ки глаз Вик­то­рий и полу­за­кры­тые гла­за гени­ев.

Бурав исполь­зо­вал­ся толь­ко при обра­бот­ке листьев вен­ка и фрук­тов.

Фигу­ры Вик­то­рий под­черк­ну­то удли­не­ны, их одеж­ды рас­по­ло­же­ны так, чтобы запол­нить пустое про­стран­ство. На обе­их тор­цо­вых сто­ро­нах сар­ко­фа­га изо­бра­же­ны гри­фо­ны; левый гри­фон выпол­нен низ­ким релье­фом, пра­вый — углуб­лен­ным релье­фом.

Silvia Allegra Dayan

Мотив Ник, под­дер­жи­ваю­щих щит (или, как в дан­ном слу­чае, венок с погре­баль­ной над­пи­сью), изо­бра­жае­мых в цен­траль­ной части сар­ко­фа­га, вос­хо­дит к про­слав­ля­ю­щим мону­мен­там офи­ци­аль­но­го искус­ства. При­ме­ром подоб­ной пре­ем­ст­вен­но­сти слу­жит фриз из серо­го кам­ня, обна­ру­жен­ный на виа дел­ла Кон­чи­ли­а­цьоне, ныне в палац­цо Кон­сер­ва­то­ров, Брач­чо Нуово (Helbig, n. 1650: E. Simon): на фраг­мен­те почет­но­го мону­мен­та две сто­я­щие Ники дер­жат щит воин­ской доб­ле­сти (clipeus virtutis) победо­нос­но­го гене­ра­ла. В гре­че­ском искус­стве встре­ча­ют­ся сюже­ты на тему воз­дви­же­ния тро­фея Никой, и, хотя обыч­но они были пред­на­зна­че­ны для офи­ци­аль­ных мону­мен­тов, в неко­то­рых слу­ча­ях при­ви­ле­гию исполь­зо­вать их полу­ча­ли заслу­жен­ные граж­дане, при­чем, види­мо, без моти­ва лич­но­го апо­фе­о­за (эта слож­ная про­бле­ма рас­смот­ре­на у H. Brandenburg, в JdI, LXXXII, 1967, с. 195 ff., осо­бен­но с. 229 ff.; о про­ис­хож­де­нии подоб­ных изо­бра­же­ний в офи­ци­аль­ном искус­стве, имев­ших не эсха­то­ло­ги­че­ское, а «секу­ляр­ное» зна­че­ние, см. у F. Matz, в AA, 1971, с. 103 f.).

Извест­но, что в нача­ле пери­о­да импе­рии на све­тиль­ни­ках изо­бра­жа­ли летя­щих Ник, повер­нув­ших лица к зри­те­лю, дер­жа­щих в руках clupeus virtutis; в дан­ном слу­чае заим­ст­во­ва­лась офи­ци­аль­ная ико­но­гра­фия и сим­во­ли­ка про­слав­ле­ния (T. Hoelscher, Victoria Romana, Mainz a. Rh. 1967, с. 130 f., табл. 13, 3).

Впо­след­ст­вии эта тема была пере­не­се­на на погре­баль­ные мону­мен­ты. Бран­ден­бург (Brandenburg, ук. соч., особ. с. 233) пола­га­ет, что этот мотив, опош­лен­ный до такой сте­пе­ни, что пер­во­на­чаль­ный смысл clipeus virtutis ока­зал­ся забы­тым, стал исполь­зо­вать­ся иск­лю­чи­тель­но с «деко­ра­тив­ной» целью. Про­бле­ма интер­пре­та­ции это­го моти­ва вновь воз­ни­ка­ет со всей опре­де­лен­но­стью, когда в цен­тре щита или вен­ка, под­дер­жи­вае­мо­го когда эрота­ми, когда Ника­ми, а когда и пут­ти, сим­во­ли­зи­ру­ю­щи­ми вре­ме­на года, появ­ля­ет­ся порт­рет покой­но­го, что наблюда­ет­ся начи­ная с кон­ца II в. н. э. (общие вопро­сы см. Jucker, Blätterkelch, осо­бен­но с. 139; Matz, ук. соч., с. 104, эсха­то­ло­ги­че­ский смысл с. 108 ff.).

В каче­стве при­ме­ра сар­ко­фа­га с изо­бра­же­ни­ем сто­я­щих Ник, вос­хо­дя­щим непо­сред­ст­вен­но к моде­ли мону­мен­тов сул­лан­ской эпо­хи, см. экзем­пляр вил­лы Дориа Пам­фи­ли (Villa Doria, № 234: G. Messineo, табл. CXXXIX, кото­рый дати­ру­ет­ся эпо­хой Анто­ни­нов) или дру­гой на Кам­по­сан­то в Пизе (Matz, ASR, 4, с. 455 f., № 260, табл. 282, 1: эпо­ха Мар­ка Авре­лия; Arias — Cristiani — Gabba, с. 128 ff., C 5 est., табл. 66—77).

Ком­по­зи­цию, сход­ную с тако­вой на сар­ко­фа­ге из Терм, вклю­чаю­щую цен­траль­ную груп­пу двух летя­щих Ник со щитом и с дву­мя эрота­ми по кра­ям, мож­но видеть на сар­ко­фа­ге, хра­ня­щем­ся в Лук­ке в церк­ви Сан-Фреди­а­но (нега­тив DAI 74.869): в ниж­ней части под летя­щи­ми Ника­ми нахо­дят­ся два неболь­ших рога изоби­лия и две опро­ки­ну­тые кор­зин­ки, пол­ные фрук­тов; см. так­же экзем­пляр в палац­цо Кон­сер­ва­то­ров, Брач­чо Нуово, инв. № 2772 (K. Schauenburg, с. 88 в AA, 1972, с. 506, илл. 7), на кото­ром эроты дер­жат гир­лян­ды, или сар­ко­фаг из Гри­го­ри­ан­ско­го свет­ско­го музея (O. Benndorf — R. Schoene, Die antiken Bildwerke des Lateranischen Museums, Leipzig, 1867, с. 327 ff., № 264; Schauenburg, ук. соч., с. 509, илл. 10, 511: здесь Ники дер­жат щит, на кото­ром изо­бра­же­на пара покой­ных).

О зна­че­нии двух рогов изоби­лия в ниж­ней части ком­по­зи­ции см. Cumont, Symbolisme, с. 343, 489; G. Rodenwaldt, в JdI, VL, 1930, с. 176 ff.; Jucker, Blätterkelch, с. 151.

Сар­ко­фаг дати­ру­ет­ся позд­не­ан­то­ни­нов­ским пери­о­дом.

Биб­лио­гра­фия: B. M. Felletti Mai, в NSc, 1953, с. 236, ff., илл. 2; B. Andreae, в AA, 1957, стлб. 222.

Нега­тив: Ist. Arch. Crist. Univ. Roma.

Luisa Musso

Над­пись сох­ра­ни­лась пол­но­стью; диа­метр поля над­пи­си 30,5 см.; бук­вы 3—1,5 см; име­ют­ся следы крас­ки; рас­став­ле­ны зна­ки пунк­ту­а­ции; име­ют­ся верх­ние и ниж­ние направ­ля­ю­щие линии.

Ulpiae Do-
mnine, patrone
nostre, Ulp(ius) Euty-
cius, Ulp(ius) Geminus,
Ulp(ius) Exuperantius,
Ulp(ius) Basilius,
alumni cum
coiuges
suas.

Над­пись посвя­ще­на Уль­пии Дом­нине четырь­мя ее воль­ноот­пу­щен­ни­ка­ми. Родо­вое имя Уль­пи­ев (Ulpius) пред­по­ло­жи­тель­но ука­зы­ва­ет на про­ис­хож­де­ние от воль­ноот­пу­щен­ни­ков импе­ра­то­ра Тра­я­на, хотя палео­гра­фи­че­ские и про­чие при­зна­ки не соот­вет­ст­ву­ют дан­но­му пери­о­ду. Кро­ме того, неко­то­рые ког­но­ме­ны из оно­ма­сти­ки пере­чис­лен­ных лиц полу­чи­ли рас­про­стра­не­ние позд­нее; ког­но­мен пат­ро­ны Дом­ни­ны (сле­ду­ет сра­зу иск­лю­чить интер­пре­та­цию Domnina как «domina», т. е. «пат­ро­на», кото­рая не употреб­ля­ет­ся без ког­но­ме­на дамы) упо­ми­на­ет­ся в CIL, 6 толь­ко один раз (10272), а рас­про­стра­нен в основ­ном в хри­сти­ан­ских над­пи­сях в каче­стве тео­фор­но­го име­ни (I. Kajanto, The Latin Cognomina. [Soc. Scient. Fenn. Comm. Hum. Litt., 36, 2], Helsinki, 1965, с. 135, 362). То же самое каса­ет­ся и име­ни Exuperantius, кото­рое встре­ча­ет­ся в хри­сти­ан­ских над­пи­сях 64 раза, а в язы­че­ских все­го лишь 9 (I. Kajanto, ук. соч., с. 277). И нао­бо­рот, име­на остав­ших­ся двух упо­мя­ну­тых в над­пи­си лиц име­ли широ­кое рас­про­стра­не­ние, преж­де все­го, Eutycius, чаще в напи­са­нии Eutychius.

Чет­ве­ро воль­ноот­пу­щен­ни­ков назы­ва­ют себя вос­пи­тан­ни­ка­ми пат­ро­ны; одна­ко учи­ты­вая, что тер­мин «вос­пи­тан­ник» (alumnus) чаще все­го при­ме­нял­ся к детям, мож­но пред­по­ло­жить, что в над­пи­си отра­же­ны чув­ства, свя­зан­ные с вос­по­ми­на­ни­я­ми о былых годах (De Ruggiero, I, с. 437). Весь­ма веро­ят­но, что чет­ве­ро воль­ноот­пу­щен­ни­ков были раба­ми Уль­пии Дом­ни­ны, вырос­ли и полу­чи­ли обра­зо­ва­ние в ее доме, и меж­ду ними и пат­ро­ной воз­ник­ла проч­ная эмо­цио­наль­ная связь, под­черк­ну­тая в над­пи­си при­ла­га­тель­ным «наша» (nostra). Вполне при­ем­ле­мо так­же пред­по­ло­же­ние о том, что Евти­хий, Гемин, Экс­у­перан­тий и Баси­лий явля­лись бро­шен­ны­ми детьми, кото­рых покой­ная сде­ла­ла сво­и­ми при­ем­ны­ми, посколь­ку най­де­ны­ши мог­ли при­рав­ни­вать­ся к рабам; сло­во «alumnus» в таком слу­чае име­ет ско­рее юриди­че­ское, чем эмо­цио­наль­ное напол­не­ние. Подоб­ные свя­зи не вклю­ча­ли в себя жен воль­ноот­пу­щен­ни­ков, кото­рые в над­пи­си опи­сы­ва­ют­ся крат­кой фор­му­лой cum coiuges suas, без како­го либо ука­за­ния имен. В зак­лю­че­ние сле­ду­ет отме­тить исполь­зо­ва­ние акку­за­ти­ва с пред­ло­гом cum, неред­ко встре­чаю­ще­е­ся в над­пи­сях позд­не­го пери­о­да, осо­бен­но хри­сти­ан­ских. Поми­мо уже выска­зан­ных сооб­ра­же­ний, дати­ро­вать над­пись пред­по­ло­жи­тель­но нача­лом III в. н. э. мож­но так­же на осно­ва­нии орфо­гра­фи­че­ской нечет­ко­сти раз­ли­чий меж­ду e и ae, сок­ра­ще­ния имен, и по неко­то­рым палео­гра­фи­че­ским осо­бен­но­стям; пред­по­ло­же­ние о том, что над­пись была сде­ла­на зна­чи­тель­но позд­нее, чем сар­ко­фаг, не кажет­ся убеди­тель­ным.

Rosanna Friggeri

СОКРАЩЕНИЯ:

Cumont, Symbolisme = F. Cumont, Recherches sur le symbolisme funéraire des Romains, Paris, 1942.

DAI = Deutsches Archäologisches Institut — Archivio Fotografico dell’Istituto Archeologico Germanico — Roma.

De Ruggiero = E. De Ruggiero, Dizionario Epigrafico di Antichità Romane, Roma, 1895 ff.

Helbig = W. H. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, I—IV, Tübingen, 1963 ff. (4a ediz.).

Jucker, Blätterkelch = H. Jucker, Das Bildnis im Blätterkelch. Geschichte und Bedeutung einer römischen Porträtform, Olten-Lausanne-Freiburg, 1962.

Villa Doria = AA. VV., Antichità di Villa Doria Pamphilj, Roma, 1977.


Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1981 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Le Sculture. I, 2. De Luca Editore. Roma, 1981, pp. 86—88, cat. no. II. 4.
© 2011 г. Перевод с итал.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca romana крылатая богиня нике ника ники nice nike эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor виктория виктории победа персонификация победы dea victoria белый мрамор саркофаг ульпия домнина ulpia domnina угасающий факел конец жизни смерть символ смерти дубовый венок из дубовых листьев дубовые листья завязка завязки лента рог изобилия хитон женская прическа ulpiae dominae patronae nostrae ulpius eutycius geminus exuperantius basilius alumni cum coniuges suas инв № 125891