Афина Паладжи
Пентелийский мрамор.
Греческая копия эпохи Августа.
Выс. 43 см.
Инв. № G 1060.Болонья, Городской археологический музей Фото: И. А. Шурыгин

Афина Паладжи.

Пентелийский мрамор.
Греческая копия эпохи Августа.
Выс. 43 см.
Инв. № G 1060.

Болонья, Городской археологический музей.

Частная коллекция, Паладжи.
Происхождение:
В 1829 г. скульп­ту­ра была при­об­ре­те­на болон­ским худож­ни­ком Пела­д­жо Пала­джи (Pelagio Palagi) у вене­ци­ан­ско­го анти­ква­ра Анто­нио Сан­ку­и­ри­ко; дол­гое вре­мя «голо­ва Пала­джи» счи­та­лась муж­ской, при­над­ле­жав­шей атле­ту или Апол­ло­ну, и толь­ко в кон­це 1880-х годов немец­кий архео­лог А. Фурт­вен­глер обна­ру­жил связь меж­ду болон­ской голо­вой и неко­ей ста­ту­ей без голо­вы, хра­нив­шей­ся в Дрездене. Опи­ра­ясь на свиде­тель­ства антич­ных авто­ров, он пред­по­ло­жи­тель­но иден­ти­фи­ци­ро­вал ее как Афи­ну Лем­нос­скую (Афи­на Лем­ния). Нев­зи­рая на бур­ные деба­ты, вызван­ные такой иден­ти­фи­ка­ци­ей в среде архео­ло­гов, на сего­дняш­ний день она явля­ет­ся обще­при­знан­ной.

Описание:
Истин­ной дра­го­цен­но­стью кол­лек­ции Пала­джи явля­ет­ся голо­ва Афи­ны из пен­те­лий­ско­го мра­мо­ра, рим­ская копия утра­чен­ной брон­зо­вой фигу­ры боги­ни, зака­зан­ной Фидию в 451—447 гг. до н. э. груп­пой афин­ских граж­дан, соби­рав­ших­ся осно­вать коло­нию на ост­ро­ве Лем­нос в Эгей­ском море. Поэто­му ста­туя, уста­нов­лен­ная ex voto на афин­ском Акро­по­ле, полу­чи­ла наз­ва­ние «Лем­нос­ской» или «Лем­ния». Граж­дане, зака­зав­шие ее, рас­счи­ты­ва­ли при стро­и­тель­стве коло­нии на защи­ту боги­ни, пок­ро­ви­тель­ни­цы их горо­да.

Фидий пред­ста­вил боги­ню, обыч­но изо­бра­жав­шу­ю­ся с ору­жи­ем и гото­вой к бит­ве, в спо­кой­ной позе, оде­той в туни­ку и накид­ку, опи­рав­шей­ся на копье и со шле­мом в пра­вой руке. Ста­туя яви­лась сим­во­лом мира и пре­вос­ход­ства разу­ма и соот­вет­ст­во­ва­ла по духу Афине Перик­ла, имев­шей широ­кую извест­ность в антич­но­сти, и вызы­вав­шей вос­торг сво­ей кра­сотой.

Брон­зо­вый ори­ги­нал не сох­ра­нил­ся; одна­ко пред­став­ле­ние о нем мож­но соста­вить по копи­ям рим­ской эпо­хи, боль­шин­ство кото­рых пред­став­ля­ют голо­ву боги­ни.

Пред­по­ло­жи­тель­но будучи работой гре­че­ско­го скуль­п­то­ра, выпол­нен­ная в эпо­ху Авгу­ста (конец I в. до н. э. — нача­ло I в. н. э.), Афи­на Пала­джи, без сомне­ния, точ­но вос­про­из­во­дит ори­ги­нал Фидия, и в худо­же­ст­вен­ном отно­ше­нии явля­ет­ся работой высо­чай­ше­го уров­ня.


Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Текст: музейная информация.
© 2010 г. Перевод: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca богиня афина паллада athene athena pallas римская romana минерва минервы minerva скульптура скульптурный sculptura греческий греческое греческие голова женская прическа пентелийский мрамор marmor pentelicum тения лента повязка taenia tainia фидий фидия phidias pheidias раскрашенная раскраска коллекция пеладжо паладжи лемнийская лемносская лемния инв № g 1060