Пентелийский мрамор. Греческая копия эпохи Августа. Выс. 43 см.
Инв. № G 1060.
Болонья, Городской археологический музей
Фото: И. А. Шурыгин
Истинной драгоценностью коллекции Паладжи является голова Афины из пентелийского мрамора, римская копия утраченной бронзовой фигуры богини, заказанной Фидию в 451—447 гг. до н. э. группой афинских граждан, собиравшихся основать колонию на острове Лемнос в Эгейском море. Поэтому статуя, установленная ex voto на афинском Акрополе, получила название «Лемносской» или «Лемния». Граждане, заказавшие ее, рассчитывали при строительстве колонии на защиту богини, покровительницы их города.
Фидий представил богиню, обычно изображавшуюся с оружием и готовой к битве, в спокойной позе, одетой в тунику и накидку, опиравшейся на копье и со шлемом в правой руке. Статуя явилась символом мира и превосходства разума и соответствовала по духу Афине Перикла, имевшей широкую известность в античности, и вызывавшей восторг своей красотой.
Бронзовый оригинал не сохранился; однако представление о нем можно составить по копиям римской эпохи, большинство которых представляют голову богини.
Предположительно будучи работой греческого скульптора, выполненная в эпоху Августа (конец I в. до н. э. — начало I в. н. э.), Афина Паладжи, без сомнения, точно воспроизводит оригинал Фидия, и в художественном отношении является работой высочайшего уровня.
Афина Паладжи
Пентелийский мрамор. Греческая копия эпохи Августа. Выс. 43 см.Инв. № G 1060.Болонья, Городской археологический музейФото: И. А. Шурыгин
Афина Паладжи.
Пентелийский мрамор. Греческая копия эпохи Августа. Выс. 43 см.
Инв. № G 1060.
Болонья, Городской археологический музей.
Частная коллекция, Паладжи.
Происхождение:
В 1829 г. скульптура была приобретена болонским художником Пеладжо Паладжи (Pelagio Palagi) у венецианского антиквара Антонио Санкуирико; долгое время «голова Паладжи» считалась мужской, принадлежавшей атлету или Аполлону, и только в конце 1880-х годов немецкий археолог А. Фуртвенглер обнаружил связь между болонской головой и некоей статуей без головы, хранившейся в Дрездене. Опираясь на свидетельства античных авторов, он предположительно идентифицировал ее как Афину Лемносскую (Афина Лемния). Невзирая на бурные дебаты, вызванные такой идентификацией в среде археологов, на сегодняшний день она является общепризнанной.
Описание:
Истинной драгоценностью коллекции Паладжи является голова Афины из пентелийского мрамора, римская копия утраченной бронзовой фигуры богини, заказанной Фидию в 451—447 гг. до н. э. группой афинских граждан, собиравшихся основать колонию на острове Лемнос в Эгейском море. Поэтому статуя, установленная ex voto на афинском Акрополе, получила название «Лемносской» или «Лемния». Граждане, заказавшие ее, рассчитывали при строительстве колонии на защиту богини, покровительницы их города.
Фидий представил богиню, обычно изображавшуюся с оружием и готовой к битве, в спокойной позе, одетой в тунику и накидку, опиравшейся на копье и со шлемом в правой руке. Статуя явилась символом мира и превосходства разума и соответствовала по духу Афине Перикла, имевшей широкую известность в античности, и вызывавшей восторг своей красотой.
Бронзовый оригинал не сохранился; однако представление о нем можно составить по копиям римской эпохи, большинство которых представляют голову богини.
Предположительно будучи работой греческого скульптора, выполненная в эпоху Августа (конец I в. до н. э. — начало I в. н. э.), Афина Паладжи, без сомнения, точно воспроизводит оригинал Фидия, и в художественном отношении является работой высочайшего уровня.