I в. до н. э.Инв. № 1055.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах Фото: И. А. Шурыгин
Отдыхающий кулачный боец («Кулачный боец из Терм», «Квиринальский боксер»).
I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
Лицо, уши и нос жестоко изранены ударами, полученными в поединке. Раны на теле отсутствуют, поскольку в античной практике кулачного боя главной мишенью являлось лицо.
Из одежды на бойце только набедренная повязка (kynodesme). Кисти и предплечья защищены искусно сделанными кожаными перчатками (himantes oxeis). Они сплетены из толстых полосок кожи, и охватывают четыре пальца, оставляя большой палец свободным. На предплечьях перчатки заканчиваются меховыми манжетами.
Несколько отметок на полосках кожи у левого безымянного пальца ранее считались подписью афинского скульптора Аполлониоса, сына Нестора, который работал в первом веке до н. э. Тщательный анализ показал, однако, что эти отметки порождены коррозией бронзы.
Буква альфа, оттиснутая у основания среднего пальца левой стопы, вероятно, является клеймом мастерской, изготовившей статую.
Буква А на правой стопе была нанесена резцом значительно позднее, и предположительно служила инвентарным знаком.
Статуя боксера, исполненная на высочайшем уровне, в мельчайших подробностях передает анатомию атлета и черты его лица. Очевидно, что автор был вдохновлен стилем греческого скульптора Лисиппа. Специалисты сходятся во мнении, что бронзовая статуя является оригинальной греческой работой I в. до н. э.
См. также: Museo Nazionale Romano. Le Sculture. I, 1. De Luca Editore. Roma, 1979, pp. 194—
Текст: музейные информационные материалы