Портрет Веспасиана
Мрамор. Ок. 79 г.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека

Портрет Веспасиана.

Мрамор. Ок. 79 г.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Описание:
Еще более выра­зи­тель­ным, срав­ни­тель­но с порт­ре­том Вес­па­си­а­на из Уффи­ци, явля­ет­ся образ Вес­па­си­а­на на порт­ре­те, выпол­нен­ном в кон­це его прав­ле­ния, око­ло 79 года (Копен­га­ген, Нью-Карлс­берг­ская глип­то­те­ка). Порт­рет отли­ча­ет­ся боль­шей обоб­щен­но­стью и сво­бо­дой, чем пер­вый. Харак­тер­но раз­но­об­ра­зие худо­же­ст­вен­ных при­е­мов испол­не­ния. В пер­вом порт­ре­те Вес­па­си­а­на (Уффи­ци) скульп­тур­ная мас­са моде­ли­ро­ва­на с иск­лю­чи­тель­ной мяг­ко­стью, пере­хо­ды из одной плос­ко­сти в дру­гую — плав­ные. В копен­га­ген­ском же порт­ре­те Вес­па­си­а­на введен эле­мент гра­фич­но­сти: пла­стич­ная и живо­пис­ная моде­ли­ров­ка соче­та­ет­ся с тон­ки­ми вре­зан­ны­ми лини­я­ми, пере­даю­щи­ми мор­щи­ны и воло­сы. С наро­чи­той тща­тель­но­стью пере­да­ны при­зна­ки ста­ро­сти: обост­рив­ши­е­ся чер­ты лица, глу­бо­кие мор­щи­ны, набух­шие веки. Но опти­ми­сти­че­ское вос­при­я­тие жиз­ни оста­лось: взгляд сох­ра­ня­ет ост­ро­ту и насмеш­ли­вый блеск, а линия рта — пря­миз­ну и твер­дость. Ста­рик с таким лицом мог, уми­рая, шутить: «Увы, я, кажет­ся, ста­нов­люсь богом» (Све­то­ний, Боже­ст­вен­ный Вес­па­си­ан, 23).

Н. Н. Бри­то­ва

Источники:
© Фото, текст: Н. Н. Бритова, Н. М. Лосева, Н. А. Сидорова. Римский скульптурный портрет. М., «Искусство», 1975, с. 41—42, илл. 62.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский имперский император веспасиан веспасиана imperator vespasianus династия флавиев флавии gens flavia flavii скульптура скульптурный sculptura римская римские голова мрамор мужской инв № 2585