49—50 гг. н. э.
Высота 211 см.Инв. № 5609.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Агриппина Младшая в образе жрицы.
49—50 гг. н. э.
Высота 211 см.
Неаполь, Национальный археологический музей.
122. Женская статуя
Бронза. Высота 220; высота головы 20.
Из Театра Геркуланума. Инв. № 5609.
Эпоха Клавдия-Нерона.
Библ.: n. 788; Kluge-Lehmann 1927, II, p. 72, fig. 3, III, tav. XXIII; Hausmann, loc. it.; Fittschen-Zanker 1983, n. 5 nota 4.
Легкий поворот головы, не соответствующий фронтальной композиции складок одеяния, лишает ее непоколебимой суровости, свойственной другим подобным фигурам (Inv. 5599 (Cat. n. 120), Inv. 5612 (Cat. n. 121)). Несоразмерность фигуры и явно маленькой головы позволяет заподозрить, что исходно они не принадлежали друг другу. Голова этой и предыдущей скульптур (Cat. n. 121) включены в число портретов Агриппины Младшей, матери Нерона.
AFP MN 214.
23. Статуя Агриппины Младшей
Бронза
Геркуланум, Августеум (Басилика), обнаружена 12 сентября 1741 г. неподалеку от ниши, находящейся в центре дальнего края форума, на стороне Неаполя, MAN, inv. 5609.
Размеры: высота 2,06 м; голова 22 см.
Бронзовая статуя представляет внушительную женскую фигуру, изображенную фронтально, в тунике с рукавами и в широкой палле, накинутой поверх туники, и оставляющей частично открытыми в косом овальном просвете правую руку и голову. Фигура стоит с опорой на левую ногу, правая слегка согнута и отведена в сторону; внизу складки столы покрывают ноги; руки, покрытые тканью, образующей поперечные складки, простерты вперед в призывающем жесте; в обеих руках когда-то лежали предметы. Плечо, покрытое легкой тканью и обозначенное зубчатыми складками, контрастирует своей мелкой горизонтальной фактурой с тяжелой драпировкой, частые складки которой спускаются наискось по левой стороне фигуры, особенно в верхней ее части, и прерываются длинной горизонтальной полой, ниспадающей с левого плеча и делящей композицию на две части, которая заканчивается сбоку внизу колористической игрой вертикальных складок каймы. Посаженная на удлиненную шею голова знатной дамы в жреческом одеянии в почти неощутимом движении чуть повернута вправо, в направлении покрытой тканью руки, благодаря чему создается восхитительный вид не только во фронтальном ракурсе, но и в три четверти. Голова Агриппины Младшей относится к типу Stuttgart (S. Adamo Muscettola, Ritratto e Società ad Ercolano, in Gli Antichi Ercolanesi. Antropologia, Società, Economia, Catalogo Mostra Ercolano, 30 marzo-26 Luglio 2000, a cura di M. Pagano, Napoli 2000, p. 112) и сходна по стилю, чертам лица и прическе, состоящей из пластичных рядов коротких завитков на лбу, с головой другой статуи этой же императрицы MANN 5612 (cat. 39), также, вероятно, стоявшей в театре, чье выражение, однако, более открыто, тогда как наш портрет отражает сосредоточенность и самоуглубленность, и отличается тяжестью взгляда, что типично для портретов нероновской эпохи. Верхняя часть головы в изгибе покрова несет следы крепления украшения, вороятно, полулунной диадемы, указывавшей на достоинство Августы, титула, полученного ею в 50 г. н. э. На территории, прилегающей к Везувию, сходный статуарный тип имеет женская мраморная скульптура эпохи Нерона (MANN 6041), обнаруженная в Помпеях на Мясном рынке (Macellum), представлявшая местную даму в позе и одеянии жрицы, которая, судя по ее графическому изображению, относилась, в соответствии с римскими вкусами той эпохи, к типу Артемиды из мавзолея в Галикарнассе (A. de Franciscis, Il ritratto romano a Pompei, Napoli 1951, pp. 63—
Bibliografia: AA.VV., Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli. La scultura greco-romana, Napoli 1989, p. 120, n. 122; D. Boschung, Gens Augusta: Untersuchungen zur Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses, “Monumenta artis Romanae” XXII, Mainz 2002, p. 119, cat. 42. 6, tav. 94, 1; G. Lahusen — E. Formigli, Grossbronzen aus Herculaneum und Pompeji. Statuen und Büsten von Herrschem und Bürgem, Worms 2007, pp. 53—
Информация: музейная аннотация.
© 1989 г. Описание (1): Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli. De Luca Edizioni D’Arte — Leonardo, Napoli, 1989. I, 2, p. 120, cat. n. 1/122.
© 2009 г. Описание (2): Ercolano. Tre secoli di scoperte. Electa, Milano, 2009, pp. 253—254, cat. 23.
Пер. с итал.: И. А. Шурыгин.