Бюст Веспасиана
Мрамор.
Ок. 70 г.
Инв. № 127.Флоренция, Галерея Уффици Фото: И. А. Шурыгин

Бюст Веспасиана.

Мрамор.
Ок. 70 г.
Инв. № 127.

Флоренция, Галерея Уффици.

Описание:

70. Бюст с голо­вой Вес­па­си­а­на (инв. опись 1914 г., № 127). Илл. 71 a, b.

Гре­че­ский мра­мор: выс. 0,69 м; антич­ная часть 0,35 м.

Совре­мен­ная рестав­ра­ция: нос, уча­сток ниж­ней губы, уча­сток под­бо­род­ка сле­ва. Почти цели­ком левое ухо и моч­ка пра­во­го, вся шея от вер­ха до бюста. Поверх­ность была под­верг­ну­та хими­че­ской очист­ке. Бюст совре­мен­ной работы. Под­став­ка из корал­ло­во­го извест­ня­ка с над­пи­сью VESPASIANVS.

Суще­ст­ву­ют две про­ти­во­ре­ча­щих одна дру­гой запи­си об этом бюсте (Bertolotti, см. ниже): соглас­но пер­вой, он был пода­рен Джу­зеп­пе дел­ла Пор­та кар­ди­на­лу Фер­ди­нан­ду, соглас­но вто­рой — посту­пил из кол­лек­ции кар­ди­на­ла Пио да Кар­пи. В 1704 г. бюст уже нахо­дил­ся в Гале­рее, что сле­ду­ет из инвен­тар­но­го спис­ка за этот год. Как и ныне, он сто­ял в I Коридо­ре.

Бер­нул­ли счи­тал его одним из луч­ших порт­ре­тов Вес­па­си­а­на, а Вест при­во­дил в каче­стве при­ме­ра реа­лиз­ма, пере­даю­ще­го здо­ро­вую живость; зри­тель­ная иллю­зия коло­риз­ма лица обу­слов­ле­на пла­сти­че­ски­ми эффек­та­ми. Б. М. Фелет­ти (TermeRitr, 141) обос­но­ван­но счи­та­ла эту голо­ву, а так­же голо­ву № 659a из Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­ки (Billedt, XI; West II, tav. I, 5; F. Poulsen, RMitt, 29, 1914, p. 44, fig. 3) весь­ма непо­хо­жи­ми на ори­ги­нал, от кото­ро­го про­ис­хо­дит порт­рет из Терм (TermeRitr, 142), где лицу импе­ра­то­ра при­да­ны утон­чен­ные чер­ты с целью под­черк­нуть его оду­хотво­рен­ность, а не физи­че­скую живость, столь свой­ст­вен­ную упо­ми­нав­шим­ся выше голо­вам из Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­ки, Уффи­ци, а так­же, воз­мож­но, вто­рой, пло­хо сох­ра­нив­шей­ся голо­ве из Терм (TermeRitr, 142). Вне вся­ко­го сомне­ния, голо­ва из Уфиц­ци слу­жит пре­вос­ход­ным при­ме­ром ита­лий­ско­го реа­ли­сти­че­ско­го порт­ре­та, в кото­ром несколь­ко иллю­зи­о­ни­сти­че­ским спо­со­бом воз­рож­да­ет­ся ана­ли­ти­че­ский реа­лизм рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да, под­чер­ки­ваю­щий не столь­ко физио­но­ми­че­ские чер­ты внеш­но­сти, сколь­ко харак­тер лич­но­сти, одна­ко без пол­но­го отка­за от фор­мы про­слав­ля­ю­ще­го порт­ре­та эпо­хи Авгу­ста.

Bibl.: Bertolotti, ArchLomb, III, 1876, pp. 270 e 283; D. 86 e p. 254; Bernoulli, RIk, II, 2, p. 23, n. 14; Duruy, HistRom, II, p. 57; Am., 36; West, II, p. 11, tav. II, fig. 4; TermeRitr, 141.

Fot.: Sopr. Gall. 104266, 104267.


Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 1961 г. Описание: Guido A. Mansuelli. Galleria degli Uffizi. Le sculture. Parte II. Istituto Poligrafico dello Stato. Roma, 1961. P. 73, cat. no. 70, ill. 71 a, b.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина римский имперский император веспасиан веспасиана imperator vespasianus династия флавиев флавии gens flavia flavii скульптура скульптурный sculptura римская римские бюст голова мрамор военный плащ палудаментум paludamentum застежка фибула fibula бахрома с бахромой fimbria fimbriae инв № 127