Детский саркофаг с изображением гонок на колесницах (фронтальная панель).
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
На рельефах саркофага представлено одно из любимых развлечений римлян — скачки на колесницах (ludi circenses) в Великом цирке (Circus Maximus). Данный сюжет традиционно использовался для украшения детских и взрослых саркофагов: гонка служила метафорой жизни, а падение одного из участников — метафорой преждевременной смерти. Таких саркофагов сохранилось более тридцати. Все они были изготовлены в мастерских Рима и его окрестностей.
На рельефе достоверно воспроизведены многие детали реальных гонок. В роли возниц (auriga) на колесницах, запряженных парами лошадей (biga) стоят купидоны. Поводья, как на настоящих гонках, связаны за спиной возницы, благодаря чему тот имел возможность управлять лошадьми левой рукой, а правой подгонять их кнутом. Хвосты лошадей заплетены в косички, чтобы не путались в упряжи на поворотах.
Перед каждой колесницей, или рядом с ней можно видеть скачущего наездника-купидона с хлыстом. Это hortator или jubilator — всадник, своим примером и криками подгоняющий возницу.
Во время скачки колесницы должны были 7 раз оббежать против часовой стрелки длинный продольный барьер, расположенный по оси цирка, который в современной литературе обозначается spina (ось, хребет), а в античных источниках после Нерона упоминается в основном как euripus. Барьер Великого Цирка, шириной 8 метров, нес на себе различные украшения (ornamenta circi) — эдикулы, алтари, скульптуру. На середине барьера в правление Августа был установлен обелиск, вывезенный из Гелиополиса. На рельефе саркофага он изображен в центре на заднем фоне в форме узкой удлиненной пирамиды. Изображение этого обелиска в виде пирамиды встречается также на геммах и мозаиках.
Края осевой платформы были огорожены тремя высокими бронзовыми золочеными конусами. Каждый такой конус (meta) состоял из четырех секций и имел навершие в виде яйца. Подобная ограждающая конструкция из трех конусов получила название ternae metarum («тройка мет»). Таким образом, на каждом круге (spatia seu curriculum) колесницы дважды огибали меты — эти крутые повороты были самыми опасными участками дистанции. На правом и левом углах саркофага хорошо видны обе тройки мет; таким образом, скачки показаны в момент, когда колесницы движутся вдоль барьера.
Во время скачек нередко происходили крушения колесниц (naufragium) со смертельными исходами. На всех сохранившихся детских саркофагах имеется изображение подобного эпизода — катастрофы, случившейся с одной из колесниц. Гибель возницы-купидона служит метафорическим выражением преждевременной смерти ребенка. На данном, как и на большинстве других саркофагов в катастрофу попадает вторая от начала колесница.
Справа от обелиска расположены две колонны, соединенные архитравом (эпистилем), на котором установлены 7 яиц (в реальной жизни их изготавливали из дерева). Это устройство для счета кругов в гонке. Семь яиц на архитраве — знак того, что гонка только началась, и колесницы выполняют первый круг. На всех детских саркофагах показывается первый круг гонки. Семь яиц метафорически выражают мысль о том, что ребенок умер в самом начале жизненного пути. Известны саркофаги, где гибель участника происходит в момент, когда колесница пересекает черту, рядом с которой цифрами указан возраст покойного ребенка — своеобразную «грань смерти» (meta mortis поэтов августовской эпохи).
Под лошадьми двух последних участников можно видеть двух упавших купидонов с кувшинами. Это sparsores — т. н. «поливальщики», обливавшие холодной водой пробегавшую мимо разгоряченную лошадь своей команды (по другим, менее вероятным, версиям, они обрызгивали водой песок дорожек или дымящиеся от трения оси колесниц). В реальной жизни такую опасную работу нередко поручали детям, которые, случалось, гибли под колесами.
На правой боковой стенке саркофага огибает меты hortator — наездник-купидон с хлыстом.
Левая боковая стенка несет изображение наездника, замыкающего гонку. Скорее всего, это morator (дословно — «замедляющий») — всадник, который, если того требовала обстановка, давал команду участникам снизить скорость.
Римляне, большие знатоки скачек, без затруднения воспринимали образный смысл, заложенный в рельефы со сценами скачек на панелях саркофага.
University of California Press, 1986.