Детский саркофаг с изображением скачек на колесницах (фронтальная панель).
Вена, Музей истории искусств.
Наличие отверстий в основании рельефа позволяет предположить, что после использования по основному назначению саркофаг служил чашей фонтана или источника воды.
На фронтальном рельефе изображены скачки, в которых участвуют четыре команды. На реальных ипподромах, которые строили по образцу Великого цирка в Риме, участники бежали по параллельным дорожкам. Здесь они показаны скачущими друг за другом через равные промежутки в одну линию (каждый возница находится между передними ногами последующей лошади), однако в таком случае одна колесница не может обогнать другую. Поэтому при изучении сцены крушения следует исходить из того, что каждая команда бежит, как и в жизни, по своей дорожке.
На детских саркофагах традиционно изображались скачки на бигах (bigae) — малых колесницах, запряженных парой лошадей. Биги для соревнований изготавливали очень легкими. Благодаря использованию кожи, натянутой на каркас, их вес не превышал 20—
В роли возниц выступают обнаженные крылатые купидоны; на настоящих скачках возница (auriga) был одет в облегающую короткую тунику, обтянутую широкими ремнями, а также носил шлем и кожаные поножи: такое облачение уменьшало вероятность зацепиться за колесницу соперника и защищало от травм при падении. Поводья связывались за спиной возницы, что позволяло ему править левой рукой, а правой подгонять лошадей кнутом, и помогало удерживать равновесие.
На заднем плане рядом с каждой колесницей скачет всадник с кнутом. Это второй член команды — hortator, подгоняющий лошадей и побуждающий своим примером возницу.
Судя по трем метам (ternae metarum) в крайней правой части, на рельефе изображен момент, когда участники скачки приближаются к повороту — самому опасному участку гонки, перед которым полагалось снизить скорость. Вторая колесница терпит катастрофу (naufragium). Возница пытается удержаться, схватившись за лошадь. Его hortator в ужасе закрывает лицо рукой. Команда первой колесницы, оборачиваясь, поднимает правые руки в прощальном жесте.
На обочине рядом с мчащейся последней колесницей лежит, прикрывая голову руками, поливальщик (sparsor); его амфора отлетела в сторону. Это третий член команды, задача которого заключалась в том, чтобы обливать холодной водой пробегающую мимо разгоряченную лошадь. Возможно, он слишком приблизился к своей колеснице и был сбит, что, видимо, и послужило началом катастрофы. Его провожают взглядами возница и всадник третьей команды, которые еще не видят крушение второй колесницы. Пользуясь моментом, их пытается обойти последний участник гонки, нахлестывающий своих лошадей.
Скачки на колесницах (ludi circenses) на рельефах саркофагов служили метафорой человеческой жизни, а крушение одного из участников олицетворяло собой преждевременную смерть ребенка.