I в. н. э.Инв. № V 49.Вена, Музей истории искусств Фото: И. А. Шурыгин
Облицовочная плитка Кампана с рельефным изображением сцены скачек.
I в. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
Плитка существует в двух экземплярах. Первый, представленный здесь, сохранился почти полностью. Его происхождение неизвестно. Поступил в венский Музей истории искусств из коллекции маркиза Д.-П. Кампана. Второй экземпляр c идентичными композицией и надписью был обнаружен в виде фрагмента при раскопках античной виллы на виа Габина в Риме. Ниже мы приводим его описание из материалов археологических раскопок на виа Габина.
Тип 2: Реконструкция
Выс. 32,5 см; дл. 42 см; толщ. 2 см.
Верх украшен пальметтами, связанными отрезками крученого шнура. Верх и низ картины обозначены гранями; на нижнюю грань частично проецируются тела возницы и двух из четырех лошадей.
Декорация: на заднем плане представлены строения, стоящие на продольном барьере (spina) Великого цирка Рима (Circus Maximus) — три колонны (меты); арка, несущая фигурки дельфинов для счета кругов, пройденных участниками; стоящая на колонне коринфского ордера женская фигура в одеянии; двухэтажное, круглое в плане здание с колоннами на каждом уровне. Под орнаментом имеется плоский участок с надписью в две строки ANNIAE / ARESCVSA.
На переднем плане показана потерпевшая крушение колесница. Возница, пытающийся удержать поводья, лежит на спине с небольшим поворотом влево. Колесница опрокинута назад, оглобли задраны вверх и, судя по углу, отделились от самой колесницы. Одна из четверки лошадей освободилась и убегает влево. Остальные лошади находятся справа от колесницы. Из них дальняя встала на дыбы, средняя упала, а передняя находится в падении. Справа мужчина, смотрящий влево и развернувший туловище к зрителю, одетый в тунику, края которой подоткнуты под ремень, удерживает за голову вздыбившуюся лошадь. Правее его второй мужчина меньшего роста в тунике, схватившись рукой за голову, смотрит влево.
Комментарий
Этот тип композиции составляет пару с другим рельефом, на котором изображена запряженная четверкой колесница, мчащаяся по Цирку, изученных в числе прочих плиток Кампана Роденом и Виннефельдом (экземпляры хранятся в Британском музее и в Лувре —
1. Первый тип имеет два варианта. Сохранилось более десяти экземпляров. Квадрига приближается к мете, находящейся справа. Перед ней за поворотом скачет всадник в типичном костюме возницы. На переднем плане под брюхом лошади видна скорчившаяся человеческая фигура.
2. Второй тип существует в двух вариантах и представлен по крайней мере восемью образцами. На фоне строений цирка показано крушение квадриги сразу после того как она завернула налево. Помощники пытаются задержать и успокоить лошадей. В первом варианте присутствует башня с зубцами, а во втором — павильон с конической крышей и дверьми или окнами в межколонных промежутках верхнего этажа.
3. Третий тип представлен единственным экземпляром в Лувре. Бига приближается к повороту справа; на заднем плане — дельфины, слева — ярусы зрительских сидений.
Плитка с виа Габина относится ко второму типу в варианте с башней с зубцами. Имеется только один почти полностью сохранившийся ее экземпляр, который находится в венском Музее истории искусств. Орнаментальный фриз этой плитки такой же, как и у плиток первого типа и полностью соответствует образцу с виа Габина.
Von Rohden и Winnefeld отмечают, что сходный рельеф изображен на рисунках Dal Pozzo (Windsor vol. VIII, fol. 53, no. 325), однако они считают, что это не венский экземпляр. Von Rohden и Winnefeld было известно всего шесть фрагментарных экземпляров этого типа. Возможно, некоторые из них относятся к варианту, уцелевшему лишь в виде фрагментов, который отличается от варианта Annia Arescusa тем, что не имеет надписи, а также наличием на рельефе шестигранного здания с колоннами, покрытого крышей с навершием в виде сосновой шишки и несколько иным расположением фигуры человека, закрывающего лицо руками, чья голова находится на уровне первого межколонного промежутка здания. Кроме того, центральный элемент фриза в форме сердца в данном варианте короче и шире. Варианты без надписи, по мнению von Rohden и Winnefeld, не входят в ту же серию, что и варианты с надписью, поскольку они кажутся более старыми, чем рельефы, подписанные Annia Arescusa, хотя рельеф без надписи с изображением крушения колесницы представляются выполненными позднее, чем соответствующий рельеф Annia Arescusa.
Датировка
Von Rohden и Winnefeld считали, что оба рельефа с надписью относятся к эпохе Клавдия, при котором меты были позолочены (хотя еще ранее они были покрыты орнаментом). Они пришли к заключению, что рельефы не могли быть сделаны раньше, равно как и позже, поскольку они полностью соответствуют другим подписанным плиткам раннеимперского периода, и, кроме того, что тщательная передача богатого декора мет может быть объяснена тем, что он был сделан совсем недавно. В целом они приходят к выводу, что плитка вряд ли была создана раньше, поскольку многочисленные изображения скачек на колесницах в Цирке на мозаиках, саркофагах и лампах относятся к более позднему времени.
Borbein, основываясь на стилистических признаках, а именно на глубине и перспективе композиции, предположил, что плитки с изображением скачек относятся к более позднему времени, к эпохе Флавиев. Tortorella относит плитки с изображением охоты к периоду Августа, парные плитки с наездниками и охотниками — к послеавгустовскому периоду, а со скачками на квадригах — к периоду Клавдия или к началу правления Нерона.
Humphrey не согласен с принципом датировки von Rohden и Winnefeld, основанном на факте украшения мет при Клавдии. Хотя, действительно, меты на этом рельефе представлены гораздо более детально, чем на других изображениях времен поздней Республики или ранней Империи, он не считает, что имеется достаточно оснований, чтобы принять украшения Клавдия в качестве terminus post quem, поскольку повороты были покрыты декором ранее. При этом Humphrey также относит рельеф к правлению Клавдия или началу правления Нерона, но на основании подписи Annia Arescusa, которая имеется в первой группе; кроме того, немногочисленность объектов Цирка, изображенных на этих плитках, характерна для первой половины первого века. Отсутствуют статуя Кибелы и обелиск. Отсутствие последнего может быть объяснено тем, что в данном масштабе изображения он не мог быть изображен без грубых искажений, но, более вероятно, тем, что оригинальные модели для этих плиток были изготовлены еще до того как обелиск стал фигурировать в иконографии цирков. Травля зверей в Цирке также характерна для периода поздней Республики или ранней Империи. Движение зверей и бойцов между колоннами различных монументов позволяет заключить, что срединного барьера в Цирке еще не было, а имелись лишь отдельно стоящие немногочисленные сооружения, вокруг которых и разыгрывалось представление охоты.
Принимая во внимание все эти аргументы, наиболее вероятным временем создания плиток с изображением скачек на колесницах представляется эпоха Августа—
Информация: музейная аннотация.