Император Август в образе Юпитера Капитолийского.
Неаполь, Национальный археологический музей.
20. Колоссальная сидящая статуя Августа.
Мрамор.
Геркуланум, Августеум (здание базилики), слева в прямоугольной экседре, помещенной в центре задней стороны.
Неаполь, MAN, inv. 6040. Высота 2,15 м.
Библиография: AA. VV., Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli. La scultura greco-romana, Napoli 1989, p. 110, n. 74; D. Boschung, Gens Augusta: Untersuchungen zur Aufstellung, Wirkung und Bedeutung der Statuengruppen des julisch-claudischen Kaiserhauses, in «Monumenta artis Romanae» XXII, Mainz 2002, p. 119, cat. 42. 4, tav. 92, 1.
Колоссальная статуя изображает императора, сидящего на троне, реставрированного с головой Августа на основании сравнения с его изображением на троне в образе Юпитера на «Гемме Августа» (Guida illustrata del Museo Nazionale di Napoli, под ред. A. Ruesch, Napoli 1908, n. 965). Голова увенчана венком из дубовых листьев, ленты которого свисают по спине. Внушительная фигура представлена не строго фронтально, а со слегка повернутым обнаженным торсом, в движении, которому противопоставлен бюст, а в крестовидном соотношении с ним мы видим правую руку, положенную на бедро, с соответствующим легким наклоном плеча, и левую руку, поднятую, чтобы держать длинный скипетр; ноги раздвинуты, левая выставлена вперед и опирается на пятку, правая отодвинута назад. Палудаментум покрывает нижнюю половину тела, скрывая верхнюю часть бедер, затем идет, расширяясь, по спине, и заканчивается краем, свисающим складками на левом плече, чтобы потом, спадая, разместиться на правом бедре с обильной игрой складок, оставляя открытой выставленную ногу.
Расположение складок драпировки в нижней части фигуры, с отчетливым контрастом между строгой вертикалью длинной линии открытой ноги на переднем плане и мягкими линиями ткани с выразительными светотеневыми эффектами, создает глубину и подчеркивает трехмерность всего произведения. Это напоминает такие знаменитые бронзовые творения Лисиппа, как «Пирующий Геракл», эпохи позднего эллинизма, однако не без эклектизма, где простое противопоставление между бюстом и ногами, их движение в пространстве, дополняется за счет светотеневых эффектов с использованием плаща в нижней части фигуры.
Подобная иконография продолжает присутствовать в статуях сидящего Зевса, воспроизведенного во множестве образцов и в мраморе и в бронзе; среди наиболее известных мраморных копий — Зевс Вероспи. Многочисленные реплики, исполненные в имперскую эпоху, в значительной степени находятся в зависимости от статуи Юпитера Капитолийского из золота и слоновой кости, созданной Аполлонием, сохранившейся только в описаниях, но широко известной и воспроизведенной в многочисленных вариантах. Об образе Юпитера в качестве демонстрации высшей и всеобъемлющей власти императора, см. P. Zanker, Augusto e il potere delle immagini, Torino 1989, pp. 245—
Информация: музейная аннотация.
© 2009 г. Описание: Ercolano. Tre secoli di scoperte. Electa, Milano, 2009, pp. 252—253, cat. 20.
© 2011 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.