49—50 гг. н. э. Голова современная, работы Филиппо Тальолини (1745—1809).Инв. № 6056.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: И. А. Шурыгин
Император Клавдий в образе Юпитера Капитолийского.
49—50 гг. н. э. Голова современная, работы Филиппо Тальолини (1745—1809).
Неаполь, Национальный археологический музей.
Неаполь, Национальный музей. Инв. № 6056. Из Геркуланума.
Высота (с головой?) 2,22 м.
F. de Clarac, Musée de sculpture V (1844) Taf. 935 Nr. 2386; Bernoulli, RömIkon II 1, 334 к № 13; Giuda Ruesch 238 Nr. 986; Dähn, Porträtstatuen 79 Nr. 33.
Как и копия из того же города (кат. V 8, табл. 30 a), эта сидящая статуя претерпела радикальную реставрацию. Обе статуи Avelke Dähn рассматривает как «идентичные до мельчайших подробностей». Эта оценка не быть может разделена: более живому исполнению одежды здесь, переданному с помощью теневых волн и контраста от разнообразного образования складок, — там противостоит монументальность плаща. В нижней части тела преобладает цельный характер, однако необходимо проверить, в какой степени реставратор способствовал сегодняшнему виду. По крайней мере, говорить об однотипном исполнении не приходится. Против этого говорит и то, что в отличие от того торса, у этого отсутствуют ленты — голова, как и ее современная замена, была неувенчанной; обыкновенно внутри групп у равнозначных статуй относительно головных украшений поступают одинаково (ср. сидячие статуи Августа и Клавдия из Большой Лепты, кат. III 28. 63, или таковые же Тиберия и Клавдия из Цере, кат. III 53. 64).
Информация: музейная аннотация.
© 1992 г. Описание: Detlev Kreikenbom. Griechische und Römische Kolossalporträts bis zum späten ersten Jahrhundert n. Chr. Berlin, 1992. P. 241.
© 2012 г. Перевод с нем.: С. И. Сосновский.