Анакреонт
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Инв. № 491.Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Фото: С. И. Сосновский

Анакреонт.

Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Инв. № 491.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Частная коллекция, Боргезе.
Происхождение:
Най­де­на в 1835 г. в Мон­те-Каль­во. При­об­ре­те­на в 1881 г. на вил­ле Бор­ге­зе.

Описание:

1. Вооб­ра­жае­мый порт­рет Ана­кре­он­та

Бази­ру­ясь на порт­рет­ной гер­ме с над­пи­сью (Рим, Капи­то­лий­ские музеи, Новый дво­рец, A. Hekler, Bildnisse berühmter Griechen, 18 и 52), ста­туя была иден­ти­фи­ци­ро­ва­на в каче­стве лири­че­ско­го поэта Ана­кре­он­та (570—485 гг. до н. э.). Пожи­лой муж­чи­на сто­ит обна­жен­ным, лишь с наки­ну­тым на пле­чи лег­ким пла­щом (claina). Он поет и игра­ет на не сох­ра­нив­шей­ся лире. В воло­сах оста­лись следы от лен­ты поэта, тении. Пенис закреп­лен фибу­лой.

Свер­ло исполь­зо­ва­лось не толь­ко в моде­ли­ров­ке волос и боро­ды, но так­же для выде­ле­ния левой ноги от опо­ры ста­туи. Копия дати­ру­ет­ся II в. н. э., кон­цом адри­а­нов­ско­го пери­о­да, что осо­бен­но вид­но по харак­тер­ной фор­ме опо­ры ста­туи (см. F. Muthmann, Statuenstützen und dekoratives Beiwerke an griechischen und römischen Bildwerke, 1951, 37-467). Дан­ная работа явля­ет­ся рим­ской копи­ей ста­туи, пред­по­ло­жи­тель­но создан­ной Фиди­ем, кото­рая была уста­нов­ле­на на афин­ском акро­по­ле ок. 440 г. до н. э. Соглас­но Пав­са­нию (1, 25, 1), эта ста­туя была поме­ще­на рядом со ста­ту­ей отца Перик­ла, Ксан­тип­па.

Инв. № 491.

Ста­туя.

Мра­мор. Высота 1,90 м, высота поста­мен­та 0,16 м. Верх­няя часть голо­вы, пра­вая рука, левое пред­пле­чье с кистью и под­пор­ка меж­ду нога­ми отсут­ст­ву­ют. Макуш­ка и левое пред­пле­чье рекон­струи­ро­ва­ны и при­став­ле­ны. Обе ноги сло­ма­ны в несколь­ких местах. На поверх­но­сти мно­го сле­дов от уда­ров. Гла­за были встав­ле­ны в углуб­ле­ния.

Ста­туя при­об­ре­те­на в 1881 г. на вил­ле Бор­ге­зе в Риме при посред­ни­че­стве Хель­би­га. Най­де­на в 1835 г. во вре­мя рас­ко­пок Фран­че­ско Капра­не­зи рим­ской заго­род­ной вил­лы в Мон­те-Каль­во в Сабин­ских горах. На том же самом месте был най­ден сидя­щий поэт (№ 57).


Литература:
F. Poulsen 1951, Cat. 409. V. Poulsen 1954, Cat. 1. E. Berger, RM 65 (1958) 18, nt. 62b. Richter, Portraits, I, fig. 278-279, 283. R. Tölle, JdI 81 (1966) 158. J. Dörig, AntP, VI (1967) 23, fig. 10. B. S. Ridgway, The Severe Style in Greek Sculpture (1970) 71, nr. 4. D. Metzler, Porträt und Gesellschaft (1971) 264 ff. B. Fehl, The Classical Monument (1972) pl. 31. A. Hekler, Bildnisse berühmter Griechen (1962) Abb. 2. M. Weber, JdI 91 (1976) 90. Voutiras, Studien, 79. G. M. A. Richter, The Portraits of the Greeks (1984) p. 85. Democracy and classical culture, (Athens 1985) nr. 64. M. Moltesen, Wolfgang Helbig (1987) 191 ff. M. Moltesen, Wolfgang Helbig, AnalRom (1987) 199 ff.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 1992 г. Описание: F. Johansen. Greek portraits: catalogue, p. 18, cat. no. 1. Ny Carlsberg Glyptotek, 1992.
© 2012 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские греческий деятель грек греки копия статуя статуи statua statuae аэд поэт анакреонт анакреон анакреонта анакреона anacreon портрет портреты портретный портретная мужской мужская мужчины мужчина обнаженная стоящая мрамор плащ claina коллекция боргезе пожилой поющий и играющий на лире завязанный застегнутый пенис инфибуляция глаза-вставки скульптор фидий инв № 491