Надгробный алтарь Минуции Свавы
Италийский мрамор.
Сер. I в. н. э.
Инв. № 30.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах Фото: Роджер Б. Ульрих

Надгробный алтарь Минуции Свавы.

Италийский мрамор.
Сер. I в. н. э.
Инв. № 30.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.

Частная коллекция, Барберини.
Происхождение:
Преж­де в садах Бар­бе­ри­ни, затем в палац­цо Шар­ра, ныне в кол­лек­ции Нацио­наль­но­го музея в Тер­мах.

Описание:
Над­гроб­ный алтарь с порт­ре­том девоч­ки, Мину­ции Сва­вы (Minucia Suavis), кото­рая была женой Пуб­лия Секс­ти­лия Кам­па­на. Она умер­ла в воз­расте 14 лет, 8 меся­цев и 23 дней. Гроб­ни­ца постав­ле­на ее отцом, Тибе­ри­ем Клав­ди­ем Сва­вом.

CIL VI 22560

Diis Manibus
Minuciae Suavis,
P(ubli) Sextili Campani (scil. uxoris);
vixit annis XIIII, mens(ibus) VIII,
diebus XXIII; fecit
Ti(berius) Claudius Suavis,
pater piissimus.

Богам манам Мину­ции Сва­вы, (жены) Пуб­лия Секс­ти­лия Кам­па­на; она про­жи­ла 14 лет, 8 меся­цев и 23 дня; (памят­ник) сде­лал Тибе­рий Клав­дий Свав, бла­го­че­сти­вей­ший отец.

41. НАДГРОБНЫЙ АЛТАРЬ МИНУЦИИ СВАВЫ (инв. № 30).

Мел­ко­зер­ни­стый ита­лий­ский мра­мор; выс. 93,3 см; дли­на макс. 66,5 см; дли­на мин. 54,4 см; глу­би­на 46 см.

Мно­го­чис­лен­ные ско­лы на цоко­ле; наклон­ные тре­щи­ны на пере­д­нем кар­ни­зе и над­пи­си, ско­лы на носу, губах девоч­ки и жерт­вен­ном кув­шине на левой сто­роне.

Про­ис­хож­де­ние: Рим, най­ден в садах Бар­бе­ри­ни, затем раз­ме­щен в палац­цо Шьяр­ра. Алтарь был инвен­та­ри­зо­ван после 1900 г.

Алтарь, четы­рех­уголь­ной фор­мы, высе­чен­ный из цель­но­го бло­ка, уста­нов­лен на высо­ком леп­ном цоко­ле. Лице­вая сто­ро­на, обрам­лен­ная тон­ким желоб­ча­тым вали­ком, запол­не­на с. 338 вни­зу над­пи­сью и ввер­ху полу­круг­лой нишей, почти цели­ком заня­той порт­рет­ным бюстом умер­шей, при­чес­ка кото­рой, с широ­ки­ми отчет­ли­во выпол­нен­ны­ми вол­на­ми, дохо­дя­щи­ми до вис­ков, поз­во­ля­ет с уве­рен­но­стью дати­ро­вать мра­мор Фла­ви­е­во-Тра­я­но­вой эпо­хой; в каче­стве срав­не­ния вспо­ми­на­ют­ся жен­ский порт­рет на памят­ни­ке Гате­ри­ев, быв­шем преж­де в Лате­ран­ском музее (Giuliano, Ritratti, № 52, илл. 32, 33), кото­рый кажет­ся очень близ­ким и по испол­не­нию при­чес­ки и по мяг­ко­сти обра­бот­ки лица, а так­же бюст Деции Спен­ду­сы и пок­ры­тая голо­ва пожи­лой жен­щи­ны в Музее Терм, обе дати­ру­е­мые эпо­хой Тра­я­на (Felletti Maj, Ritratti, №№ 162—163).

Дра­пи­ров­ка одеж­ды, зак­ры­той почти до шеи, по срав­не­нию с порт­ре­том выре­за­на доволь­но небреж­но.

На пра­вой сто­роне алта­ря — пате­ра, на левой — жерт­вен­ный кув­шин; на обрат­ной сто­роне алта­ря изва­я­но лав­ро­вое дере­во.

Bibliografia: Altmann, Grabaltäre, p. 210, n. 270, fig. 168; Helbig, n. 2428; H. Zosel; Candida, p. 86 ss., n. 36, tavv. XXX, XXXIII, F.

Нега­тив: DAI 76.1710-11.

Анна Лудо­ви­ка Лом­бар­ди

Над­гроб­ная над­пись сох­ра­ни­лась пол­но­стью; поле над­пи­си раз­ме­ром 26,5 × 44,5 см; бук­вы 3,5—1,7 см (I longa: стро­ка 1: 3 см, стро­ка 7: 2,3 см [в CIL VI иллю­ст­ра­ции нет]); име­ют­ся разде­ли­тель­ные зна­ки меж­ду сло­ва­ми.

Diis Manibus
Minuciae Suavis,
P(ubli) Sextili Campani (scil. uxoris);
vixit annis XIIII, mens(ibus) VIII,
diebus XXIII; fecit
Ti(berius) Claudius Suavis,
pater piissimus.

Посвя­ще­ние адре­со­ва­но девуш­ке Мину­ции Сва­ве, жене Пуб­лия Секс­ти­лия Кам­па­на, отцом Тибе­ри­ем Клав­ди­ем Сва­вом.

Вопре­ки пра­ви­лу, у доче­ри и отца раз­ные родо­вые име­на; воз­мож­ным объ­яс­не­ни­ем мог­ло бы быть то, что Мину­ция роди­лась, когда один из роди­те­лей был еще в раб­стве, хотя как в ее, так и в его име­ни отсут­ст­ву­ют оно­ма­сти­че­ские ука­за­ния на пат­ро­на. Не кажет­ся прав­до­по­доб­ным, что она была доче­рью от пер­вой жены, не упо­ми­нае­мой Клав­ди­ем, посколь­ку у нее тот же ког­но­мен отца. Дей­ст­ви­тель­но, Suavis — муж­ское имя, по мораль­но­му каче­ству, кото­рое оно обо­зна­ча­ет, ино­гда исполь­зо­ва­лось и для жен­щин. Нако­нец, нуж­но отме­тить, что сре­ди посвя­щаю­щих нет, поми­мо мате­ри (воз­мож­но, к тому вре­ме­ни уже умер­шей), даже мужа, упо­ми­нае­мо­го толь­ко в каче­стве супру­га.

По палео­гра­фи­че­ским осо­бен­но­стям и по исполь­зо­ва­нию началь­ной фор­му­лы, напи­сан­ной пол­но­стью, над­пись отно­сит­ся к середине I в. н. э.

Биб­лио­гра­фия: CIL, VI, 22560.

Розан­на Фри­дже­ри

Источники:
© 2005 г. Фото, текст: Роджер Б. Ульрих.
© 1981 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Le Sculture. I, 2. De Luca Editore. Roma, 1981, pp. 337—338, cat. no. IV. 41.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф надгробие памятник портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина рельефы рельефный алтарь женская прическа девушка молодая девушки молодой италийский мрамор девочка из палаццо шарра palazzo sciarra минуция свавис свава суава minucia suavis публий секстилий кампан publius sextilius campanus тиберий клавдий свав суав tiberius claudius cil vi 22560 diis manibus minuciae publi sextili campani vixit annis xiiii mensibus viii diebus xxiii fecit pater piissimus manibvs minvciae svavis p mens diebvs ti clavdivs piissimvs инв № 30