Сер. I в. н. э.Инв. № 30.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах Фото: Роджер Б. Ульрих
Надгробный алтарь Минуции Свавы.
Сер. I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
CIL VI 22560
Diis Manibus
Minuciae Suavis,
P(ubli) Sextili Campani (scil. uxoris);
vixit annis XIIII, mens(ibus) VIII,
diebus XXIII; fecit
Ti(berius) Claudius Suavis,
pater piissimus.
Богам манам Минуции Свавы, (жены) Публия Секстилия Кампана; она прожила 14 лет, 8 месяцев и 23 дня; (памятник) сделал Тиберий Клавдий Свав, благочестивейший отец.
41. НАДГРОБНЫЙ АЛТАРЬ МИНУЦИИ СВАВЫ (инв. № 30).
Мелкозернистый италийский мрамор; выс. 93,3 см; длина макс. 66,5 см; длина мин. 54,4 см; глубина 46 см.
Многочисленные сколы на цоколе; наклонные трещины на переднем карнизе и надписи, сколы на носу, губах девочки и жертвенном кувшине на левой стороне.
Происхождение: Рим, найден в садах Барберини, затем размещен в палаццо Шьярра. Алтарь был инвентаризован после 1900 г.
Алтарь, четырехугольной формы, высеченный из цельного блока, установлен на высоком лепном цоколе. Лицевая сторона, обрамленная тонким желобчатым валиком, заполнена с. 338 внизу надписью и вверху полукруглой нишей, почти целиком занятой портретным бюстом умершей, прическа которой, с широкими отчетливо выполненными волнами, доходящими до висков, позволяет с уверенностью датировать мрамор Флавиево-Траяновой эпохой; в качестве сравнения вспоминаются женский портрет на памятнике Гатериев, бывшем прежде в Латеранском музее (Giuliano, Ritratti, № 52, илл. 32, 33), который кажется очень близким и по исполнению прически и по мягкости обработки лица, а также бюст Деции Спендусы и покрытая голова пожилой женщины в Музее Терм, обе датируемые эпохой Траяна (Felletti Maj, Ritratti, №№ 162—
Драпировка одежды, закрытой почти до шеи, по сравнению с портретом вырезана довольно небрежно.
На правой стороне алтаря — патера, на левой — жертвенный кувшин; на обратной стороне алтаря изваяно лавровое дерево.
Bibliografia: Altmann, Grabaltäre, p. 210, n. 270, fig. 168; Helbig, n. 2428; H. Zosel; Candida, p. 86 ss., n. 36, tavv. XXX, XXXIII, F.
Негатив: DAI 76.1710-11.
Надгробная надпись сохранилась полностью; поле надписи размером
Diis Manibus
Minuciae Suavis,
P(ubli) Sextili Campani (scil. uxoris);
vixit annis XIIII, mens(ibus) VIII,
diebus XXIII; fecit
Ti(berius) Claudius Suavis,
pater piissimus.
Посвящение адресовано девушке Минуции Сваве, жене Публия Секстилия Кампана, отцом Тиберием Клавдием Свавом.
Вопреки правилу, у дочери и отца разные родовые имена; возможным объяснением могло бы быть то, что Минуция родилась, когда один из родителей был еще в рабстве, хотя как в ее, так и в его имени отсутствуют ономастические указания на патрона. Не кажется правдоподобным, что она была дочерью от первой жены, не упоминаемой Клавдием, поскольку у нее тот же когномен отца. Действительно, Suavis — мужское имя, по моральному качеству, которое оно обозначает, иногда использовалось и для женщин. Наконец, нужно отметить, что среди посвящающих нет, помимо матери (возможно, к тому времени уже умершей), даже мужа, упоминаемого только в качестве супруга.
По палеографическим особенностям и по использованию начальной формулы, написанной полностью, надпись относится к середине I в. н. э.
Библиография: CIL, VI, 22560.
© 1981 г. Описание: Museo Nazionale Romano. Le Sculture. I, 2. De Luca Editore. Roma, 1981, pp. 337—338, cat. no. IV. 41.