Надгробный рельеф вольноотпущенника Публия Айедия Амфиона и его жены, Айедии Фавсты Мелиор
Белый мрамор.
Ок. 30—20 гг. до н. э.
Инв. № Sk 840.Берлин, Государственные музеи, Старый музей Фото: С. И. Сосновский

Надгробный рельеф вольноотпущенника Публия Айедия Амфиона и его жены, Айедии Фавсты Мелиор.

Белый мрамор.
Ок. 30—20 гг. до н. э.
Инв. № Sk 840.

Берлин, Государственные музеи, Старый музей.

Рим, Аппиева дорога.
Происхождение:
Най­ден в Риме на Аппи­е­вой доро­ге; при­об­ре­тен в 1866 г.

Описание:

138. Зал 8.
Над­гроб­ный рельеф рим­ской супру­же­ской пары.

Рим­ская работа, ок. 30—20 гг. до н. э.
Най­ден в Риме на виа Аппиа; при­об­ре­тен в 1866 г.
Белый мра­мор. Высота 64 см; шири­на 99 см.
Инв. № Sk 840.

На «ули­цах гроб­ниц», вбли­зи город­ских ворот и пере­крест­ков, на терри­то­рии само­го Рима и за его пре­де­ла­ми встре­ча­ют­ся харак­тер­ные релье­фы, вму­ро­ван­ные в фаса­ды гроб­ниц. Обыч­но на них в нише с пря­мо­уголь­ным обрам­ле­ни­ем нахо­дят­ся погруд­ные изо­бра­же­ния умер­ших. В боль­шин­стве слу­ча­ев изо­бра­же­ны супру­же­ские пары, ино­гда даже с детьми.

Толь­ко из Рима и его бли­жай­ших окрест­но­стей извест­но око­ло 125 таких релье­фов. На мно­гих из них есть над­пись, из кото­рой сле­ду­ет, что это, глав­ным обра­зом, воль­ноот­пу­щен­ни­ки (libertini) или их потом­ки.

И на нашем релье­фе боль­шие, тща­тель­но выре­зан­ные бук­вы воз­ве­ща­ют нам об име­нах изо­бра­жен­ных: Пуб­лий Айедий Амфи­он, воль­ноот­пу­щен­ник Пуб­лия, и Айедия Фав­ста Мели­ор, воль­ноот­пу­щен­ни­ца Пуб­лия. Супру­ги не смот­рят друг на дру­га, их свя­зы­ва­ют толь­ко лег­кий пово­рот голо­вы и руко­по­жа­тие. По срав­не­нию с деталь­но и без­жа­лост­но пере­дан­ны­ми при­зна­ка­ми воз­рас­та на лице муж­чи­ны и его тща­тель­но дра­пи­ро­ван­ной тогой соеди­нен­ные руки муж­чи­ны и жен­щи­ны выглядят почти неук­лю­жи­ми. Жен­щи­на изо­бра­же­на моло­дой; ее левую руку, кото­рой она при­дер­жи­ва­ет одеж­ду, укра­ша­ют два отчет­ли­во раз­ли­чи­мых коль­ца.

Эту фор­му над­гро­бий в позд­не­рес­пуб­ли­кан­ское вре­мя и пер­вые деся­ти­ле­тия I в. н. э. пред­по­чи­та­ли почти иск­лю­чи­тель­но воль­ноот­пу­щен­ни­ки, по сво­е­му соци­аль­но­му поло­же­нию отно­сив­ши­е­ся к сред­ней про­слой­ке. Ико­но­гра­фи­че­ские осо­бен­но­сти релье­фа объ­яс­ня­ют­ся этой осо­бой груп­пой заказ­чи­ков и их наме­ре­ни­я­ми: изо­бра­же­ние и над­пись на над­гроб­ных релье­фах направ­ле­ны толь­ко на то, чтобы ясно про­де­мон­стри­ро­вать любо­му, что похо­ро­нен­ные здесь доби­лись успе­ха — полу­че­ния рим­ско­го граж­дан­ства. При этом боль­шое зна­че­ние при­да­ва­лось упо­ми­на­нию рим­ско­го име­ни. Рабы носи­ли лишь одно, чаще все­го гре­че­ское, имя. После осво­бож­де­ния они при­ни­ма­ли пре­но­мен и номен сво­их пат­ро­нов; раб­ское имя, как в дан­ном слу­чае — Амфи­он, ста­но­ви­лось про­зви­щем. Айедия тоже носит в каче­стве ког­но­ме­на свое быв­шее раб­ское имя — Фав­ста Мели­ор. Тога, офи­ци­аль­ная одеж­да рим­ско­го граж­да­ни­на, так­же была сим­во­лом ста­ту­са, что соот­вет­ст­ву­ю­щим обра­зом демон­стри­ру­ет­ся на релье­фах. Непро­пор­цио­наль­но боль­шая рука Айедия, кото­рую он пода­ет сво­ей жене, под­чер­ки­ва­ет зна­че­ние, кото­рое при­да­ет­ся это­му жесту. Соеди­не­ние рук (dextrarum iunctio) было состав­ной частью рим­ско­го сва­деб­но­го обряда. Сим­во­ли­че­ское изо­бра­же­ние «руко­по­жа­тия» демон­стри­ру­ет закон­ность бра­ка. Айедий хотел быть пред­став­лен­ным реа­ли­стич­но, с глу­бо­ки­ми мор­щи­на­ми, дряб­лой сви­саю­щей кожей лица и боро­дав­ка­ми на лице. Хотя непри­кра­шен­ное изо­бра­же­ние воз­рас­та и телес­ной дрях­ло­сти и соот­вет­ст­ву­ет сти­ли­сти­ке позд­не­рес­пуб­ли­кан­ской порт­рет­ной пла­сти­ки, одна­ко в порт­ре­тах воль­ноот­пу­щен­ни­ков его, веро­ят­но, сле­ду­ет пони­мать как осо­знан­ное сле­до­ва­ние ста­рин­ной рим­ской тра­ди­ции изо­бра­же­ния пред­ков знат­ных рим­ских семей; поэто­му мор­щи­ны мог­ли пони­мать­ся как сим­вол таких высо­ко­по­чи­тае­мых рим­ских доб­ро­де­те­лей, как, напри­мер, досто­ин­ство (dignitas) и доб­лесть (virtus). Бла­го­да­ря этим доб­ро­де­те­лям людям уда­ва­лось достиг­нуть опре­де­лен­но­го мате­ри­аль­но­го бла­го­со­сто­я­ния, что под­чер­ки­ва­ют гор­до демон­стри­ру­е­мые коль­ца.

Выбрав место для над­гро­бия на «ули­цах гроб­ниц», пред­став­ляв­ших собой боль­шие доро­ги с ожив­лен­ным дви­же­ни­ем, или в дру­гих мно­го­люд­ных местах, мож­но было быть уве­рен­ным, что это над­гро­бие увидят очень и очень мно­гие. Как пока­зы­ва­ют сох­ра­нив­ши­е­ся на сво­их местах релье­фы, изо­бра­жен­ные смот­ре­ли из обрам­лен­ных ниш на фаса­де над­гроб­ных соору­же­ний слов­но жите­ли дома из окон на иду­щих вни­зу про­хо­жих, а те, в свою оче­редь, мог­ли видеть их.


Литература:
Blümel, Römische Bildnisse 3 Nr. R 7 Taf. 4;
P. Zanker, Grabreliefs römischer Freigelassener, JdI 90, 1975, 284. 288. 311 f. Abb. 16. 51;
H. G. Frenz, Untersuchungen zu den frühen römischen Grabreliefs (1977) 135 f. Nr. C12;
K. Vierneisel — P. Zanker (Hrsg.), Die Bildnisse des Augustus. Herrscherbild und Politik im kaiserlichen Rom. Ausstellungskatalog München 1978/1979, 88 f. Nr. 9. 2;
H. Heres, Römische Porträts. Ausstellungskatalog Berlin 1981, 6 f. Nr. 3;
V. Kockel, Porträtreliefs römischer Grabbauten (1993) 149 f. Nr. I 1, Taf. 56 d. 62 a. b (mit ausführl. Literaturangaben);
Chr. Brockhaus (Hrsg.), Altersbildnisse in der abendländischen Skulptur (1996) 73 f. Abb. 8;
Antikensammlung 1998, 206 f. Nr. 124 (M. Kunze).
О над­пи­си:
Corpus Inscriptionum Latinarum Bd. VI 11284/11285;
H. Solin, Die stadtrömischen Sklavennamen. Ein Namenbuch (1996) 325 (Amphio); 84 (Fausta Melior) (Hinweis M. Dohnicht).

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 2007 г. Описание: Scholl A. Die Antikensammlung: Altes Museum, Pergamonmuseum / Staatliche Museen zu Berlin. Philipp von Zabern, Mainz, 2007, с. 226, кат. № 138.
© 2012 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского, под ред. Г. Ранге.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная женский женщины женщина рельеф рельефы рельефный мужской мужская мужчины мужчина римский скульптура скульптурный sculptura римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные надгробие памятник женская одежда прическа белый мрамор туника tunica кольцо anellus annellus муж супруг мужа супруга vir жена жены супруги uxor uxorem супругов супружеская пара чета супружеской пары четы супружеский тога в тоге toga соединение рук рукопожатие dextrarum iunctio inter coniuges junctio dexiosis dexioomai вольноотпущенник вольноотпущенника вольноотпущенники libertus liberti вольноотпущенница вольноотпущенницы liberta libertae с виа аппиа аппиева дорога аппиевой дороги via appia публий айедий аидий амфион publius aiedius amphio айедия аидия фавста фауста мелиор aiedia fausta melior cil vi 11284 11285 p aiedivs l favsta publi инв № sk 840