Ок. 30—20 гг. до н. э.Инв. № Sk 840.Берлин, Государственные музеи, Старый музей Фото: С. И. Сосновский
Надгробный рельеф вольноотпущенника Публия Айедия Амфиона и его жены, Айедии Фавсты Мелиор.
Ок. 30—20 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
138. Зал 8.
Надгробный рельеф римской супружеской пары.
Римская работа, ок. 30—
Найден в Риме на виа Аппиа; приобретен в 1866 г.
Белый мрамор. Высота 64 см; ширина 99 см.
Инв. № Sk 840.
На «улицах гробниц», вблизи городских ворот и перекрестков, на территории самого Рима и за его пределами встречаются характерные рельефы, вмурованные в фасады гробниц. Обычно на них в нише с прямоугольным обрамлением находятся погрудные изображения умерших. В большинстве случаев изображены супружеские пары, иногда даже с детьми.
Только из Рима и его ближайших окрестностей известно около 125 таких рельефов. На многих из них есть надпись, из которой следует, что это, главным образом, вольноотпущенники (libertini) или их потомки.
И на нашем рельефе большие, тщательно вырезанные буквы возвещают нам об именах изображенных: Публий Айедий Амфион, вольноотпущенник Публия, и Айедия Фавста Мелиор, вольноотпущенница Публия. Супруги не смотрят друг на друга, их связывают только легкий поворот головы и рукопожатие. По сравнению с детально и безжалостно переданными признаками возраста на лице мужчины и его тщательно драпированной тогой соединенные руки мужчины и женщины выглядят почти неуклюжими. Женщина изображена молодой; ее левую руку, которой она придерживает одежду, украшают два отчетливо различимых кольца.
Эту форму надгробий в позднереспубликанское время и первые десятилетия I в. н. э. предпочитали почти исключительно вольноотпущенники, по своему социальному положению относившиеся к средней прослойке. Иконографические особенности рельефа объясняются этой особой группой заказчиков и их намерениями: изображение и надпись на надгробных рельефах направлены только на то, чтобы ясно продемонстрировать любому, что похороненные здесь добились успеха — получения римского гражданства. При этом большое значение придавалось упоминанию римского имени. Рабы носили лишь одно, чаще всего греческое, имя. После освобождения они принимали преномен и номен своих патронов; рабское имя, как в данном случае — Амфион, становилось прозвищем. Айедия тоже носит в качестве когномена свое бывшее рабское имя — Фавста Мелиор. Тога, официальная одежда римского гражданина, также была символом статуса, что соответствующим образом демонстрируется на рельефах. Непропорционально большая рука Айедия, которую он подает своей жене, подчеркивает значение, которое придается этому жесту. Соединение рук (dextrarum iunctio) было составной частью римского свадебного обряда. Символическое изображение «рукопожатия» демонстрирует законность брака. Айедий хотел быть представленным реалистично, с глубокими морщинами, дряблой свисающей кожей лица и бородавками на лице. Хотя неприкрашенное изображение возраста и телесной дряхлости и соответствует стилистике позднереспубликанской портретной пластики, однако в портретах вольноотпущенников его, вероятно, следует понимать как осознанное следование старинной римской традиции изображения предков знатных римских семей; поэтому морщины могли пониматься как символ таких высокопочитаемых римских добродетелей, как, например, достоинство (dignitas) и доблесть (virtus). Благодаря этим добродетелям людям удавалось достигнуть определенного материального благосостояния, что подчеркивают гордо демонстрируемые кольца.
Выбрав место для надгробия на «улицах гробниц», представлявших собой большие дороги с оживленным движением, или в других многолюдных местах, можно было быть уверенным, что это надгробие увидят очень и очень многие. Как показывают сохранившиеся на своих местах рельефы, изображенные смотрели из обрамленных ниш на фасаде надгробных сооружений словно жители дома из окон на идущих внизу прохожих, а те, в свою очередь, могли видеть их.
P. Zanker, Grabreliefs römischer Freigelassener, JdI 90, 1975, 284. 288. 311 f. Abb. 16. 51;
H. G. Frenz, Untersuchungen zu den frühen römischen Grabreliefs (1977) 135 f. Nr. C12;
K. Vierneisel — P. Zanker (Hrsg.), Die Bildnisse des Augustus. Herrscherbild und Politik im kaiserlichen Rom. Ausstellungskatalog München 1978/1979, 88 f. Nr. 9. 2;
H. Heres, Römische Porträts. Ausstellungskatalog Berlin 1981, 6 f. Nr. 3;
V. Kockel, Porträtreliefs römischer Grabbauten (1993) 149 f. Nr. I 1, Taf. 56 d. 62 a. b (mit ausführl. Literaturangaben);
Chr. Brockhaus (Hrsg.), Altersbildnisse in der abendländischen Skulptur (1996) 73 f. Abb. 8;
Antikensammlung 1998, 206 f. Nr. 124 (M. Kunze).
О надписи:
Corpus Inscriptionum Latinarum Bd. VI 11284/11285;
H. Solin, Die stadtrömischen Sklavennamen. Ein Namenbuch (1996) 325 (Amphio); 84 (Fausta Melior) (Hinweis M. Dohnicht).
© 2007 г. Описание: Scholl A. Die Antikensammlung: Altes Museum, Pergamonmuseum / Staatliche Museen zu Berlin. Philipp von Zabern, Mainz, 2007, с. 226, кат. № 138.
© 2012 г. Перевод с нем. С. И. Сосновского, под ред. Г. Ранге.