Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
56 × 233 см.Инв. № А 461.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Фото: И. А. Шурыгин
Орест убивает Эгиста и Клитемнестру.
Рим. Мрамор. Ок. 150 г. н. э.
56 × 233 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Приобретен в 1869 г.
по Бильфельдту: 170-е гг.;
по Саверкиной: 160—
по Коху-Зихтерману: после 150 г.
381. Стенка саркофага II в. по Р. Х.
Орест, сын Агамемнона, убивает свою мать Клитемнестру и ее возлюбленного Эгиста. Куплена в Риме в 1869 г. Высота 0,56 м. Мотивы отчасти восходят к образцам живописи начала V в. до Р. Х.; такое влияние особенно заметно в центральной группе.
I. Убийство Клитеместры и Эгиста.
154) Санкт-Петербург, Императорский Эрмитаж (336). Рис. 154. Незначительно реставрирован. Длина 2,28 м, высота 0,55 м, высота рельефа 0,05 м. Рисунок C. L. Becker’а по фотографии, сделанной с любезного разрешения Г. Кизерицкого в 1884 г.
Прежде в Риме, в палаццо Чирчи (позднее Леццани) в Педаккье, где во времена Висконти и Соэги рельеф был вмурован в стену на втором этаже «на верху лестницы ...... в вестибюле первой комнаты» (Visconti), позже во дворе. Уже в то время отбитые руки были дополнены. В Санкт-Петербург поступил в 1870 г., после того, как еще раз был реставрирован скульптором Ф. Шульцем.
Иллюстрации: E. Q. Visconti, Il Museo Pio-Clementino, V 1796 tav. d’agg. A nr. 5 (без угловых фигур). Затем Millin, Galerie mythologique, 1811 pl. 165 nr. 618; Guigniaut, Les religions de t antiquité, 1825 pl. 235 nr. 831; Overbeck, Bildwerke zum thebischen und troischen Heldenkreis, 1857 Taf. 28 Nr. 9. — Monumenti dell’ Instituto VIII tav. 15 nr. 2.
Литература: E. Q. Visconti, ук. соч., p. 43 n. f. p. 83; Zoega, App. Fol. 593 между 1799 и 1806 (= Welcker, Zeitschrift für Geschichte und Auslegung der alten Kunst, 1818 S. 444); Böttiger, Die Furienmaske 1801 S. 76 A.* (= Kleine Schriften I 1837 S. 236 A.**); Millin, ук. соч.; Welcker, ук. соч. S. 435 A.; Guigniaut, ук. соч.; Raoul Rochette, Monumens inédits, 1827—
Сюжет распадается на две следующие друг за другом по времени сцены, где первая (слева) изображает убийство Эгиста, вторая (справа) — Клитеместры.
На тронном кресле Агамемнона сидит Эгист, с длинными вьющимися волосами головы и бороды, с витой царской повязкой вокруг головы и в длинном плаще, обернутом вокруг ног, край которого, с отодвинутой пряжкой, лежит на его левом плече. Ноги Эгиста опираются на скамеечку с львиными лапами, левой рукой он судорожно хватается за верхний конец ножки трона, а вытянутой правой рукой пытается оттолкнуть Ореста, который нападает на него слева с обнаженным мечом в правой руке, уперевшись левой ногой в левое колено Эгиста и схватив его за волосы левой рукой, чтобы стащить царя с присвоенного трона и убить. На Оресте перевязь и хламида, край которой, с отодвинутой пряжкой, лежит на его левом плече; позади него на земле стоит его щит. Фурия в длинном высокоопоясанном хитоне с рукавами и дугообразно развевающейся хламиде спешит за Орестом, держа в поднятой правой руке короткий бич, левая рука при этом повелительно протянута, словно подталкивая Ореста к возмездию. Справа на помощь к Эгисту торопится девушка, вероятно Тригона, его дочь от Клитеместры; она одета в дорический хитон, из складок которого выступает обнаженная правая нога, обутая в сандалию; волосы покрыты сфендоной. В поднятых руках она держит небольшую шкатулку с львиными лапами, замахиваясь ею как оружием. Слева Пилад и Электра, оба испуганно отпрянувшие назад. Пилад, как и Орест, одет в хламиду с отодвинутой пряжкой и носит перевязь на груди; опущенная левая рука охватывает ручку вложенного в ножны меча, правая поднята к груди. Электра, в ужасе воздевающая обе руки, одета в дорический хитон с подоткнутыми под пояс полами, дугообразно развевающуюся хламиду, которую она придерживает правой рукой, и сандалии; из-под хитона выступает обнаженная правая нога. Стянутые лентой волосы собраны в бант надо лбом и связаны узлом на затылке. Слева на земле стоит ее плетеная корзина с шерстью.
Благодаря многим промежуточным деталям главная группа представляет собой вариант строгих краснофигурных ваз, следующих в изображении события «Орестее» Стесихора (Gerhard, Etruskische und Kampanische Vasenbilder, Taf. 24; Monumenti dell’ Instituto VIII tav. 15 nr. 1; Zannoni, Scavi della Certosa di Bologna, tav. 79 nr. 1). Однако здесь место Клитеместры, замахивающейся топором на сына, занимает Эригона, замахивающаяся шкатулкой для украшений, и, таким образом, в основе сюжета также лежит другая версия легенды. Можно предположить, что литературным источником этого новшества была та же греческая трагедия, которой воспользовался Пакувий в своей трагедии «Орест раб» (Dulorestes), см. выше: Jahn, Hermes II S. 229; Robert, Bild und Lied S. 185 A. 33. A. 34. Тот же прототип изображения использован на этрусских урнах для сцены убийства Агамемнона — Клитеместра замахивается там скамеечкой для ног вместо топора, см. Brunn, I Rilievi delle Urne etrusche, tav. 74.
Центром примыкающей справа сцены является опустившаяся на правое колено Клитеместра. Она срывает с правого плеча тонкий хитон, чтобы показать Оресту вскормившую его грудь. Эсхил, «Хоефоры», V. 896—
ἐπίσχες, ὦ παῖ, τόνδε δ’ αἴδεσαι, τέκνον, μαστὸν, πρὸς ᾧ οὺ πολλὰ δὴ βρὶζων ἅμα οὔλοισιν ἐξήμελξας εὐτραφὲς γάλα. Постой, дитя, о сын мой, эту грудь, молю, (пер. С. Апта) |
Ср. помпейскую картину из Casa di Sirico в «Archäologische Zeitung», XLI 1883 Taf. 9 Nr. 1, см. там же
В качестве декоративных угловых фигур использованы две Фурии; обе повернули к середине рельефа головы с крылышками надо лбом, они одеты в высокоопоясанный театральный хитон и котурны. Обращенная внутрь нога — свободная. Стоящая слева держит в левой руке горящий факел, другая (справа) держит в правой руке бич.
1Эакс и Эригона изображены, вероятно, также и на позднеапулийской вазе в Бари, которую описывает Фуртвэнглер (Furtwängler, Berliner Philologische Wochenschrift 1888 S. 1451). Изображение на вазе в целом придерживается старого аттического типа. Справа от Эгиста там изображены еще один удаляющийся юноша с обнаженным мечом и спешащая на помощь женщина, замахивающаяся скамеечкой, которых Фуртвэнглер именует Пиладом и Электрой. Я бы предпочел интерпретировать их как Эакса и Эригону.
Bd. II, Berlin 1890, S. 166-168 Cat. no. 154 Pl. 54.
© 2012 г. Перевод с нем.: Сосновский С. И. под ред. Г. Ранге.
G. Koch — H. Sichtermann, Römische Sarkophage, HdArch (1982) 171. 263 Cat. no. 193;
C. Robert, Die antiken Sarkophag-Reliefs. Mythologische Cyklen, ASR 2 (Berlin 1890) Cat. no. 154 Pl. 54;
I. I. Saverkina, Römische Sarkophage in der Ermitage (1979) 35 ff. Cat. no. 13;
FA photo reprints: Inst. Neg. Rom 70.3851.
© Текст, библиография: http://arachne.uni-koeln.de/item/objekt/18591
© 1924 г. Описание: Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Изд-во Брокгауз-Ефрон, Петроград, 1924. С. 151, кат. № 381.
© 1890 г. Описание: Robert C., Die antiken Sarkophag-Reliefs. Mythologische Cyklen, Bd. II (Berlin 1890), S. 166-168 Cat. no. 154 Pl. 54.
© 2012 г. Перевод с нем.: С. И. Сосновский. под ред. Г. Ранге.