
Триумф Марка Аврелия. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
Изображения Коммода были полностью удалены с панели «Триумф» в палаццо Консерваторов, а также с панели «Liberalitas» (largitio/congiarium) на аттике арки Константина.
![]() |
На панели с изображением триумфа сохранились многочисленные следы переработки. На ней изображен Марк Аврелий в роли триумфатора на колеснице. Летящая Виктория возлагает на его голову венок, а трубач направил свой инструмент на арку, к которой направляется процессия. На заднем плане изображен храм, возможно, Fortuna Redux.
Основания двух колонн в правой части фасада храма отличаются от таковых слева; кроме того, ступени в нарушение правил выходят за пределы фронтальной части здания и продляются вдоль его правого фланга. Следы резца ниже ступеней и слева от Марка Аврелия подтверждают, что здесь находилась фигура Коммода, которая была стесана. Грубая поверхность этого места явно контрастирует с тонкой отделкой остальных частей рельефа, но эта разница незаметна при разглядывании панели с нижней точки. Левая рука и боковая часть Марка Аврелия также были переработаны и в результате выглядят нереалистично укороченными и изогнутыми.
На триумфе 176 г. в честь побед над маркоманнами и квадами Коммод сопровождал своего отца в колеснице в качестве сотриумфатора. Сохранились нумизматические подтверждения этого совместного триумфа. Вся нижняя половина второй колонны справа от ворот храма (если считать стоя спиной к воротам — перев.) была высечена заново, и по ней можно судить о высоте отсутствующей фигуры Коммода, полностью удаленной с рельефа. Первоначально богиня Виктория простирала левую руку с лавровым венком над головой Коммода; венок был стесан вместе с изображением Коммода, после чего ее рука неловко повисла в пустом пространстве слева от Марка, а на фоне крайней правой колонны остались видны ленты от сбитого венка. Удаление Коммода с этой панели, которая изначально должна была прославлять военные достижения отца и сына, служит ярким примером abolitio memoriae. Все видимые следы Коммода были в буквальном смысле стерты с панели, в результате чего его военная слава и связь с отцом посмертно были преданы забвению.
![]() |
Подобным же образом Коммод был удален с рельефа Liberalitas, который можно видеть на арке Константина, где Марк Аврелий изображен сидящим в курульном кресле. Мужская фигура в тунике, стоящая перед императором, помогает ему в раздаче денег. Позади слева от императора видна фигура в тоге. Еще две фигуры в тогах стоят за спиной императора. Император и его окружение находятся на высокой платформе; за ними виднеется колоннада храма. Между колоннами висят гирлянды. На переднем плане рельефа трое мужчин, женщина и двое детей получают свои доли от императора.
Largitio (денежная раздача), была произведена в удвоенном объеме совместно Марком Аврелием и Коммодом в 177 г. вскоре после их совместного триумфа 176 г., и была задумана как зрелищное празднование успешного завершения германской кампании, первого консульского срока Коммода и возложения на него трибунской власти. Этот рельеф, как и рельеф с триумфом, несет явные следы переработки. Рядом с Марком на платформе видна ножка второго курульного кресла в виде когтистой лапы и остатки ноги Коммода. Более того, значительная часть крайней слева (по левую руку от Марка — перев.) фигуры в тоге была создана заново. Правая и почти вся нижняя части фигуры выполнены очень низким рельефом. Левая рука непропорционально велика, а плечи слишком узки по отношению к голове. Драпировка переделанных областей отличается схематичностью рисунка и бедностью отделки по сравнению с остальными областями панели. Также подверглась переделке фигура в тоге позади и справа от Марка Аврелия. Его драпировка ниже колен выполнена низким рельефом и отделана грубо. По этим переделанным областям можно с достаточной точностью определить оригинальное положение фигуры Коммода. Отметки, оставленные малым долотом между ногами левой фигуры на платформе, служат дополнительным свидетельством стесывания Коммода с рельефа. Как и в случае с триумфальным рельефом, остатки ноги Коммода и курульного кресла, равно как и неловкие переходы, получившиеся в результате переделки, не заметны, если смотреть на рельеф снизу вверх. На этой панели полное удаление Коммода также является графическим abolitio memoriae (уничтожением памяти). В обеих панелях визуальное отражение исторических событий было полностью переписано: совместный триумф был превращен в индивидуальный, участие Коммода в денежных раздачах 177 г. было эффективно скрыто.
![]() ![]() |
Существуют свидетельства того, что портреты Коммода были стерты с имперских imagines, украшающих военные значки на двух панелях аттика арки Константина. Imagines в рельефах Lustratio и Submissio («clementia») были подвергнуты процедуре стесывания лиц и, возможно, в оригинальном виде изображали Коммода как цезаря. В imago панели Lustratio бюст Коммода одет в кюрасу и палудаментум. Бюст рельефа Submissio сохранился хуже, но, видимо, также включал кюрасу и палудаментум. В обоих случаях черты лица были полностью уничтожены, что особенно явно проявляется при сравнении этих бюстов с теми, у которых лица сохранились. Деструкция образов Коммода характеризует тщательность, с которой уничтожались все визуальные следы проклятого императора.
© 2004 г. Описание: MUTILATION AND TRANSFORMATION. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture. By Eric R. Varner BRILL / LEIDEN — BOSTON 2004 С. 142—143.
© 2012 г. Пер. с англ.: И. А. Шурыгин.