Триумф Марка Аврелия. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов Фото: И. А. Шурыгин

Триумф Марка Аврелия. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).

Мрамор. 177—180 гг. н. э.

Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.

Происхождение:
Пред­по­ло­жи­тель­но, пер­во­на­чаль­но рельеф являл­ся частью отдел­ки арки Мар­ка Авре­лия на Рим­ском фору­ме. В VI в. релье­фы арки были вмон­ти­ро­ва­ны в сте­ны церк­ви S. Martina на Фору­ме. В 1515 г. по рас­по­ря­же­нию папы Льва X релье­фы были пере­ме­ще­ны во двор palazzo dei Conservatori, а в 1572 г. были вмон­ти­ро­ва­ны в сте­ну лест­ни­цы это­го двор­ца, где и нахо­дят­ся поныне.

Описание:
Самым выра­зи­тель­ным и дра­ма­ти­че­ским при­ме­ром уни­что­же­ния изо­бра­же­ний Ком­мо­да слу­жат рельеф­ные пане­ли, про­слав­ля­ю­щие его отца, Мар­ка Авре­лия. Восемь из этих пане­лей в нача­ле IV в. были пере­ме­ще­ны на аттик арки Кон­стан­ти­на; три хра­ни­лись до нача­ла XVI в. в церк­ви Св. Мар­ти­на на Рим­ском фору­ме, а ныне выстав­ле­ны в палац­цо Кон­сер­ва­то­ров. Две­на­дца­тая панель с порт­ре­том Мар­ка Авре­лия нахо­дит­ся во фраг­мен­ти­ро­ван­ном виде в глип­то­те­ке Копен­га­ге­на. Пред­по­ло­же­ние M. Cagiano de Azevedo о том, что все релье­фы пане­лей, пере­ме­щен­ных на арку Кон­стан­ти­на, пер­во­на­чаль­но про­слав­ля­ли Ком­мо­да, а не Мар­ка Авре­лия, пред­став­ля­ет­ся невер­ным, учи­ты­вая, что фигу­ра Ком­мо­да была пол­но­стью сби­та с одно­го из этих релье­фов, а имен­но, с пане­ли largitio.

Изо­бра­же­ния Ком­мо­да были пол­но­стью уда­ле­ны с пане­ли «Три­умф» в палац­цо Кон­сер­ва­то­ров, а так­же с пане­ли «Liberalitas» (largitio/congiarium) на атти­ке арки Кон­стан­ти­на.

На пане­ли с изо­бра­же­ни­ем три­ум­фа сох­ра­ни­лись мно­го­чис­лен­ные следы пере­ра­бот­ки. На ней изо­бра­жен Марк Авре­лий в роли три­ум­фа­то­ра на колес­ни­це. Летя­щая Вик­то­рия воз­ла­га­ет на его голо­ву венок, а тру­бач напра­вил свой инстру­мент на арку, к кото­рой направ­ля­ет­ся про­цес­сия. На зад­нем плане изо­бра­жен храм, воз­мож­но, Fortuna Redux.

Осно­ва­ния двух колонн в пра­вой части фаса­да хра­ма отли­ча­ют­ся от тако­вых сле­ва; кро­ме того, сту­пе­ни в нару­ше­ние пра­вил выхо­дят за пре­де­лы фрон­таль­ной части зда­ния и про­для­ют­ся вдоль его пра­во­го флан­га. Следы рез­ца ниже сту­пе­ней и сле­ва от Мар­ка Авре­лия под­твер­жда­ют, что здесь нахо­ди­лась фигу­ра Ком­мо­да, кото­рая была сте­са­на. Гру­бая поверх­ность это­го места явно кон­тра­сти­ру­ет с тон­кой отдел­кой осталь­ных частей релье­фа, но эта раз­ни­ца неза­мет­на при раз­гляды­ва­нии пане­ли с ниж­ней точ­ки. Левая рука и боко­вая часть Мар­ка Авре­лия так­же были пере­ра­бота­ны и в резуль­та­те выглядят нере­а­ли­стич­но уко­ро­чен­ны­ми и изо­гну­ты­ми.

На три­ум­фе 176 г. в честь побед над мар­ко­ман­на­ми и ква­да­ми Ком­мод соп­ро­вож­дал сво­его отца в колес­ни­це в каче­стве сотри­ум­фа­то­ра. Сох­ра­ни­лись нумиз­ма­ти­че­ские под­твер­жде­ния это­го сов­мест­но­го три­ум­фа. Вся ниж­няя поло­ви­на вто­рой колон­ны спра­ва от ворот хра­ма (если счи­тать стоя спи­ной к воротам — перев.) была высе­че­на зано­во, и по ней мож­но судить о высо­те отсут­ст­ву­ю­щей фигу­ры Ком­мо­да, пол­но­стью уда­лен­ной с релье­фа. Пер­во­на­чаль­но боги­ня Вик­то­рия про­сти­ра­ла левую руку с лав­ро­вым вен­ком над голо­вой Ком­мо­да; венок был сте­сан вме­сте с изо­бра­же­ни­ем Ком­мо­да, после чего ее рука нелов­ко повис­ла в пустом про­стран­стве сле­ва от Мар­ка, а на фоне край­ней пра­вой колон­ны оста­лись вид­ны лен­ты от сби­то­го вен­ка. Уда­ле­ние Ком­мо­да с этой пане­ли, кото­рая изна­чаль­но долж­на была про­слав­лять воен­ные дости­же­ния отца и сына, слу­жит ярким при­ме­ром abolitio memoriae. Все види­мые следы Ком­мо­да были в бук­валь­ном смыс­ле стер­ты с пане­ли, в резуль­та­те чего его воен­ная сла­ва и связь с отцом посмерт­но были пре­да­ны забве­нию.

Подоб­ным же обра­зом Ком­мод был уда­лен с релье­фа Liberalitas, кото­рый мож­но видеть на арке Кон­стан­ти­на, где Марк Авре­лий изо­бра­жен сидя­щим в куруль­ном крес­ле. Муж­ская фигу­ра в туни­ке, сто­я­щая перед импе­ра­то­ром, помо­га­ет ему в разда­че денег. Поза­ди сле­ва от импе­ра­то­ра вид­на фигу­ра в тоге. Еще две фигу­ры в тогах сто­ят за спи­ной импе­ра­то­ра. Импе­ра­тор и его окру­же­ние нахо­дят­ся на высо­кой плат­фор­ме; за ними вид­не­ет­ся колон­на­да хра­ма. Меж­ду колон­на­ми висят гир­лян­ды. На пере­д­нем плане релье­фа трое муж­чин, жен­щи­на и двое детей полу­ча­ют свои доли от импе­ра­то­ра.

Largitio (денеж­ная разда­ча), была про­из­веде­на в удво­ен­ном объ­е­ме сов­мест­но Мар­ком Авре­ли­ем и Ком­мо­дом в 177 г. вско­ре после их сов­мест­но­го три­ум­фа 176 г., и была заду­ма­на как зре­лищ­ное празд­но­ва­ние успеш­но­го завер­ше­ния гер­ман­ской кам­па­нии, пер­во­го кон­суль­ско­го сро­ка Ком­мо­да и воз­ло­же­ния на него три­бун­ской вла­сти. Этот рельеф, как и рельеф с три­ум­фом, несет явные следы пере­ра­бот­ки. Рядом с Мар­ком на плат­фор­ме вид­на нож­ка вто­ро­го куруль­но­го крес­ла в виде ког­ти­стой лапы и остат­ки ноги Ком­мо­да. Более того, зна­чи­тель­ная часть край­ней сле­ва (по левую руку от Мар­ка — перев.) фигу­ры в тоге была созда­на зано­во. Пра­вая и почти вся ниж­няя части фигу­ры выпол­не­ны очень низ­ким релье­фом. Левая рука непро­пор­цио­наль­но вели­ка, а пле­чи слиш­ком узки по отно­ше­нию к голо­ве. Дра­пи­ров­ка пере­де­лан­ных обла­стей отли­ча­ет­ся схе­ма­тич­но­стью рисун­ка и бед­но­стью отдел­ки по срав­не­нию с осталь­ны­ми обла­стя­ми пане­ли. Так­же под­верг­лась пере­дел­ке фигу­ра в тоге поза­ди и спра­ва от Мар­ка Авре­лия. Его дра­пи­ров­ка ниже колен выпол­не­на низ­ким релье­фом и отде­ла­на гру­бо. По этим пере­де­лан­ным обла­стям мож­но с доста­точ­ной точ­но­стью опре­де­лить ори­ги­наль­ное поло­же­ние фигу­ры Ком­мо­да. Отмет­ки, остав­лен­ные малым доло­том меж­ду нога­ми левой фигу­ры на плат­фор­ме, слу­жат допол­ни­тель­ным свиде­тель­ст­вом сте­сы­ва­ния Ком­мо­да с релье­фа. Как и в слу­чае с три­ум­фаль­ным релье­фом, остат­ки ноги Ком­мо­да и куруль­но­го крес­ла, рав­но как и нелов­кие пере­хо­ды, полу­чив­ши­е­ся в резуль­та­те пере­дел­ки, не замет­ны, если смот­реть на рельеф сни­зу вверх. На этой пане­ли пол­ное уда­ле­ние Ком­мо­да так­же явля­ет­ся гра­фи­че­ским abolitio memoriae (уни­что­же­ни­ем памя­ти). В обе­их пане­лях визу­аль­ное отра­же­ние исто­ри­че­ских собы­тий было пол­но­стью пере­пи­са­но: сов­мест­ный три­умф был пре­вра­щен в инди­виду­аль­ный, уча­стие Ком­мо­да в денеж­ных разда­чах 177 г. было эффек­тив­но скры­то.



Суще­ст­ву­ют свиде­тель­ства того, что порт­ре­ты Ком­мо­да были стер­ты с импер­ских imagines, укра­шаю­щих воен­ные знач­ки на двух пане­лях атти­ка арки Кон­стан­ти­на. Imagines в релье­фах Lustratio и Submissio («clementia») были под­верг­ну­ты про­цеду­ре сте­сы­ва­ния лиц и, воз­мож­но, в ори­ги­наль­ном виде изо­бра­жа­ли Ком­мо­да как цеза­ря. В imago пане­ли Lustratio бюст Ком­мо­да одет в кюра­су и палуда­мен­тум. Бюст релье­фа Submissio сох­ра­нил­ся хуже, но, види­мо, так­же вклю­чал кюра­су и палуда­мен­тум. В обо­их слу­ча­ях чер­ты лица были пол­но­стью уни­что­же­ны, что осо­бен­но явно про­яв­ля­ет­ся при срав­не­нии этих бюстов с теми, у кото­рых лица сох­ра­ни­лись. Деструк­ция обра­зов Ком­мо­да харак­те­ри­зу­ет тща­тель­ность, с кото­рой уни­что­жа­лись все визу­аль­ные следы про­кля­то­го импе­ра­то­ра.

Eric R. Varner

Источники:
© 2010 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2004 г. Описание: MUTILATION AND TRANSFORMATION. Damnatio Memoriae and Roman Imperial Portraiture. By Eric R. Varner BRILL / LEIDEN — BOSTON 2004 С. 142—143.
© 2012 г. Пер. с англ.: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский имперский император марк аврелий марка аврелия imperator marcus aurelius династия антонинов антонины скульптура скульптурный sculptura римская римские рельеф арка арки в риме рим мрамор триумф коммод колесница виктория ника нептун минерва рома богиня рима трубач труба храм fortuna redux проклятие памяти damnatio memoriae abolitio