Мрамор. Конец II в.Неаполь, Церковь Санта-Кьяра Фото: И. А. Шурыгин
Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.
По краям рельеф ограничен фигурами Луны и Солнца (Селены и Гелиоса; Гекаты и Феба; Дианы и Аполлона; Ночи и Дня). Взгляды богов устремлены на зрителя, стоящего перед саркофагом.
Луна представлена женской фигурой, одетой в длинную тунику. Пеплос, наброшенный на плечи поверх туники, изгибается над ее головой, образуя дугу. На голове ее виднеется полумесяц. Дугообразный пеплос и полумесяц — характерные детали иконографии Селены (см., напр., изображения Селены на саркофагах с мифом об Эндимионе). В руках Луна держит горящие факелы, обращенные вверх. Правая рука с факелом была утрачена при бомбардировке Неаполя в 1943 г., когда саркофаг получил сильные повреждения. Однако сохранились старые изображения (рисунки и фотография), на которых правый факел отчетливо виден. О двух факелах упоминается и в описаниях саркофага XIX — начала XX вв., Эта деталь иконографии позволяет определить фигуру как Гекату.
Солнце изображено в виде обнаженной мужской фигуры идеальных пропорций, обращенной к зрителю. Его голова увенчана короной с семью лучами (corona radiata), левое плечо прикрыто короткой хламидой — типичные иконографические атрибуты Гелиоса (см. напр., саркофаг с мифом о Фаэтоне). Правая рука поднята в предостерегающем жесте, возможно, выражающем конец свидания молодых супругов. В левой полусогнутой руке Гелиоса лежит кнут, которым тот погоняет лошадей, запряженных в колесницу.
Селена и Гелиос стоят в статичных позах. Они не принимают участия в событиях, а лишь обозначают время свидания: от восхода Луны до восхода Солнца. По другой, редкой версии — Луна (Диана, Геката) символизирует царство мертвых, откуда герой мифа направляется в мир живых, олицетворяемый Солнцем.
В левой части рельефа Протесилай стремительно выходит из ворот Аида. Ему указывает путь бородатый старик внушительного вида в хламиде, почти достигающей колен. Согласно основной версии, это Аид, а продолговатый предмет в его левой руке — жезл, которым он гонит тени умерших в свое царство (Пиндар). В пользу такой идентификации говорит явное портретное сходство старика с Аидом на левой боковой панели саркофага. Существует и другая версия, по которой это Харон. Слабым местом последней версии является отсутствие челнока — неизменного атрибута перевозчика душ через Стикс.
Аид передает Протесилая Гермесу (Меркурию), выступающему в роли психопомпа — проводника душ умерших в подземное царство. Именно Гермесу, согласно большинству античных авторов (Гигин, Аполлодор, Лукиан), Аид приказал провести Протесилая на землю. Гермес обнажен, с его левого плеча ниспадает хламида. На правом предплечье видны уцелевшие фрагменты кадуцея. На ногах Гермеса можно рассмотреть почти полностью стертые сандалии с крылышками.
В середине рельефа расположена фигура молодой служанки в длинной тунике. Она вбегает к Лаодамии с радостным известием. Поднятая левая нога и развевающийся гиматий, перекинутый через плечо, подчеркивают ее движение. Голова служанки повернута в сторону Протесилая, ее руки возбужденно жестикулируют.
Композиционным центром рельефа служит фигура Лаодамии, которая поднимается, услышав весть. Она одета в хитон и гиматий. Верхняя часть туловища на рельефе сильно повреждена, но на старых рисунках и фотографии нач. XX в. видно, что левые плечо и грудь Лаодамии обнажены. Ее взор устремляется на Протесилая; она поднимает правую руку в жесте изумления и радости, развернув ее ладонью вперед. Левой рукой Лаодамия опирается на небольшой овальный предмет, перевязанный поперек тесьмой (lorum) и с петлями по обеим сторонам. Нижняя часть левой руки Лаодамии с этим предметом была полностью уничтожена в 1943 г., однако они отчетливо видны на упомянутых выше рисунках и снимке, сделанных во времена, когда саркофаг был цел. Некоторые авторы описывали данный предмет как патеру для жертвоприношений, или даже яйцо, однако более убедительной представляется идентификация G. Minervini, который считает, что это тимпан для дионисийских церемоний, и доказывает свое мнение ссылками на другие античные рельефы с изображением подобных тимпанов. Точно такой же предмет, который, несомненно, является тимпаном, выпавшим из руки спящей сатирессы, можно видеть на рельефе саркофага со сценами вакханалий в неаполитанском археологическом музее.
Позади Лаодамии виднеется согнувшаяся фигура пожилой женщины в длинной тунике и с покрытой головой, видимо, кормилицы. Ее взгляд обращен на служанку, принесшую известие; протянув к ней руку, она спрашивает ту о чем-то. Левой рукой она помогает Лаодамии встать, чтобы встретить супруга. На саркофаге в его нынешнем виде левая рука кормилицы ниже локтя отсутствует вследствие повреждений рельефа, однако она ясно различима на старых рисунках и снимке.
За кормилицей молодая служанка в длинной тунике с обнаженным левым плечом входит в комнату. На голове она несет блюдо с фруктами для жертвоприношения (Гигин) и придерживает его правой рукой; в левой руке лежит короткая трость. Возможно, она собирается сообщить Лаодамии о том, что все готово для принесения жертвы перед статуей Протесилая.
Интерьер справа от женщин, отграниченный от них занавесом, служит иллюстрацией к рассказу Гигина. На переднем плане выделяется небольшой алтарь с дровами, приготовленный к жертвоприношению. Справа от него стоит герма Диониса, а в глубине виднеется стоящая в профиль статуя Протесилая, покрытая тканью.
Действие во дворце Лаодамии происходит на фоне занавеса (parapetasma), левый конец которого закреплен на стене, а правый держит в руке молодая женщина, выполняющая чисто декоративную роль. Занавес часто встречается на рельефах саркофагов, где он может выполнять разные функции: играть роль фона, определять границы сцены или разграничивать ее внутренние пространства. В данном случае свисающие концы занавеса обозначают границы дворца, и, кроме того, разделяют его покои на правую часть с жертвенником, гермой и статуей героя, и левую, где Лаодамия, ее кормилица и служанка получают известие о возвращении Протесилая. Служанка, несущая им эту весть, пересекает границу занавеса, т. е. буквально «вбегает во дворец».
В левой части рельефа навстречу Протесилаю устремляется молодая женщина. Она, как и полулежащая Лаодамия, одета в хитон и гиматий, левое ее плечо также обнажено; правая рука поднята в приветственном жесте, раскрытая ладонь обращена к Протесилаю. В левой руке она держит овальный предмет. По свидетельствам исследователей, видевших неповрежденный саркофаг, этот предмет обнаруживает полное сходство с тем, который держит в левой руке лежащая Лаодамия (“un oggetto che ci sembra affatto identico a quello che tien Laodamia... sono assolutamente simili tra loro ed ambedue hanno nel mezzo una sola piccola tenia o loro” — G. Minervini). Данная фигура традиционно идентифицируется как служанка, посланная Лаодамией встретить Протесилая (вариант: выбежавшая из дворца, увидев Протесилая), однако такая трактовка представляется сомнительной, прежде всего, в сюжетном плане. В центральной сцене Лаодамия изображена в момент, когда она еще только получает известие о прибытии Протесилая, и не успела отдать распоряжения слугам. Кроме того, трудно представить, чтобы главная роль в ключевой сцене встречи супругов была отдана служанке — это противоречит содержанию и смыслу мифа. Заметим также, что скульптор использовал несколько деталей, чтобы указать зрителю на идентичность фигур лежащей Лаодамии и молодой женщины, встречающей Протесилая: они одинаково одеты, их правые руки подняты в сходном жесте, а в левых они держат один и тот же предмет. Крайние фигуры в этой сцене почти зеркальны и замыкают ее, являясь своего рода «композиционными скобками» (выражение
Таким образом, фронтальный рельеф саркофага состоит из трех сцен, следующих справа налево (такой порядок встречается и на некоторых других саркофагах), и разграниченных вертикальными фигурами крайних участников.
Первая сцена (справа) — святилище со статуей Протесилая во дворце Лаодамии.
Вторая сцена (средняя часть рельефа) — Лаодамия получает известие о возвращении Протесилая.
Третья сцена (слева) — Протесилай выходит из Аида на землю, где встречается с Лаодамией.
Oliverio G., Il sarcofago di Protesilao e Laodamia della chiesa di S. Chiara in Napoli (Cappella Sanfelice Bagnoli), in A. V. Sumbolae Litterariae in honorem Iulii de Petra, Napoli 1911. P. 303-319.
Natalie Boymel Kampen. Biographical Narration and Roman Funerary Art.
American Journal of Archaeology, Vol. 85, No. 1 (Jan., 1981), pp. 47—