Посмертный портрет Тиберия. Тип «Берлин — Неаполь — Сорренто».
Арль, Музей античности.
113. ПОРТРЕТ ТИБЕРИЯ
Тип «Берлин — Неаполь — Сорренто».
Посмертный.
Рис. 88
Арль, Музей античного Арля, инв. № FAN. 92. 00. 214.
Голова с соединительной вставкой.
Белый мрамор.
с. 329 Найден в 1939 г. в Арле, в западной части северной галереи криптопортиков.
Размеры: общая высота (38) см, высота головы 25,5 см.
Vidi.
Библиография: Espérandieu — R. Lantier, XV, 7939, pl. 25 (возможно, Гай Цезарь); F. Benoît, 1936, p. 138; Id., 1952, p. 58; F. Braemer, BSAF, 1952, p. 40 (посмертный портрет Тиберия); Id., 1962, p. 356, pl. 73 fig. 5—
Сохранность: голова отбита выше соединительной вставки. Лицо не повреждено, кроме кончика носа и мочки правого уха, которые сколоты. Задняя часть распилена в вертикальной плоскости, а верхняя часть черепа — в горизонтальной, выше челки на лбу; выемка в основании затылка, вероятно, служила для закрепления составных частей; можно предположить, что это был портрет uelato capite (с покрытой головой).
Описание: Изображение четко фронтальное; надбровные дуги резко очерчены. Рот маленький, с тонкими губами и выраженными складками. Лоб, очень широкий, посередине пересечен глубокой морщиной.
Комментарий: Идентификация этого портрета не вызывает споров, но его интерпретация сопряжена с двумя трудностями. Первая из них связана с чрезвычайно проблематичной иконографией Тиберия, вторая состоит в контексте находки портрета, который был обнаружен в криптопортиках Арля одновременно с портретом, который, с. 330 как считается, изображает Октавиана или Гая Цезаря (кат. № 110); некоторые исследователи на этом основании попытались датировать портрет Тиберия, хотя ничто не доказывает, что они изготовлены одновременно или близко по времени, как это отметила
Определение типа в данном случае столь же затруднительно, как и датировка; арльский портрет имеет симметричную челку на лбу, по две группы густых раздвоенных прядей (три влево и четыре вправо), расположенных по обе стороны от осевой «вилки»; по углам лба находятся две «клешни». Такая прическа соответствует репликам типа «Берлин — Неаполь — Сорренто»322, который представлен значительным числом реплик и последовательных вариантов, но датировать его затруднительно; первая версия, видимо, была создана в конце правления Августа, но этот тип продолжали воспроизводить по меньшей мере до правления Калигулы; он, несомненно, был очень распространен около 22 г. н. э. Серия, которую копирует арльский портрет, представляет собой упрощение типа «Берлин — Неаполь — Сорренто», но характер и последовательность свойственных ему элементов прически совпадают: такая же центральная «вилка», такие же «клещи» по углам лба. Хотя К. Фитчен и П. Цанкер усмотрели здесь вариант323 (что вполне возможно), Д. Бошунг полагает325, что эти портреты происходят от другого прототипа (Urbild), хорошим проводником (Leitstück) которого может быть портрет из музея Кьярамонти324.
В данном случае необычное удлинение лица, мягкость прядей челки, которая контрастирует с рядом портретов Тиберия, исполненных графически и порой отмеченных некоторой сухостью, упрощение прически, так же, как некая подчеркнутая симметрия, по-видимому, отражают влияние портретов Калигулы, так что посмертная датировка очень вероятна. Эту же датировку можно предложить и для портрета из Везона (кат. № 184), который, хоть и довольно сильно отличается выражением лица, в типологическом плане наиболее близок к арльскому изображению из всех галльских экземпляров.
ПРИМЕЧАНИЯ:
321A. K. Massner, 1982, p. 12 n. 69. 322K. Fittschen — P. Zanker, 1985, n° 12 p. 13—© 2013 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.